Ссылки для упрощенного доступа

Президента просят официально укрепить «Основы православной культуры»


В последние годы Владимир Путин разговляется на Рождество в монастырях за пределами Москвы. Звенигород, январь 2004 года
В последние годы Владимир Путин разговляется на Рождество в монастырях за пределами Москвы. Звенигород, январь 2004 года

Попыткой возобновить дискуссию о преподавании основ православной культуры в российских школах можно назвать письмо президенту России Владимиру Путину, подписанное 227 учеными. В обращении содержится просьба об официальном введении этого предмета в школьную программу.


Обращение к президенту подписали профессора и доценты, кандидаты и доктора наук самых различных специальностей. Среди подписантов — юристы, экономисты, филологи, педагоги, историки, философы, физики, математики, а также представители других технических и гуманитарных наук. Подавляющее большинство ученых — из Москвы. Значительная группа — из Петербурга. В то же время провинциальные центры (Ульяновск, Воронеж, Муром, Курск, Рязань) делегировали лишь несколько представителей.


Авторы письма просят официально ввести курс основ православной культуры в школьную программу и разрешить ученым-теологам получать ученые степени кандидата и доктора теологии с последующей выдачей дипломов государственного образца.


«Создание условий для добровольного изучения школьниками религиозной культуры, православного христианства, по развитию теологического образования в государственных вузах, иные формы взаимодействия Русской православной церкви и государства в области образования не является посягательством на конституционные основы российского государства, на его светский характер, а напротив, вполне правомерны, обеспечивают полноценную реализацию гражданами России своих культурных прав, закрепленных Конституцией России и международными актами о правах человека, - говорится в письме. - Оппонирующие заявления основаны исключительно на правовом и культурном обскурантизме и нигилизме, делаются людьми, таким образом расчищающими дорогу для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин, либо людьми, нетерпимо относящимися к Русской православной церкви, православному христианству, православным верующим».


В министерстве образования и науки обвинения ученых в воинствующем атеизме восприняли с недоумением. По словам начальника отдела департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в образовании Татьяны Петровой, содержание курса основ религии, который, кстати, уже введен в ряде регионов, придумывают не в министерстве образования.


- Этим занимается научное сообщество, - говорит министерский чиновник. - Сейчас идет плановая работа по разработке новых стандартов образовательных, применительно к школе эту работу ведет Российская академия образования. Мы специально 17 января собрали представителей всех традиционных религиозных организаций и предложили тем, кому это интересно, поработать с Российской академией образования.


- Вопрос о преподавании основ православной культуры в российских школах, насколько я понимаю, уже решен.
- Он решен в зависимости от региона. Где-то этот предмет называется "основы православной культуры", где "основы религии", где-то "история и традиции", в Москве преподают, скажем, еврейскую традицию, мусульманскую культуру. И президент, и кандидат в президенты много раз повторили, что этот вопрос должен решаться на добровольной основе, на основе выбора.


- А в чем тогда смысл этого письма?
- А мне тоже не понятно, в чем смысл этого письма. Мне кажется, это очередная война с ветряными мельницами.


Неоднозначное отношение к письму ученых у проректора Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по научной работе Дмитрия Бака. «Я бы сказал, - говорит профессор, - что есть окончательная проблема, есть, так сказать, стилистические и интернациональные особенности, которые, как это очень часто бывает, очень многое предрешают. Что касается содержания, то эта просьба, безусловно, обоснованная и правильная. Во всем цивилизованном мире, в германских университетах в особенности, степени доктора теологии, в нашем случае это будет кандидат теологических наук, эта вещь традиционная, она всегда существовала и в России существовала. Поэтому здесь не только нет ничего страшного, но это сугубо позитивная тенденция: ученые-теологи должны быть уравнены в правах с представителями других гуманитарных, естественных, технических наук. Если же говорить об интонации, то здесь, конечно, меня многое настораживает. Во-первых, заголовок письма такой "В связи с преподаванием в школах дисциплин о религиях". Ведь сколько уже можно дискутировать о том, что именно будет преподаваться в школах, дисциплины о религиях и о каких, обо всех ли сразу или основы религии. Это совсем разные вещи. Второе. Какая связь между учеными степенями и преподаванием в школах? Не совсем понятно. В-третьих, почему весь первый параграф письма посвящен только православной религии? Я православный человек, меня это никак не может смущать по содержанию, по смыслу, но по политкорректности и по потенциальному взрывоопасному, так сказать, эффекту, конечно же, это письмо не может меня оставить равнодушным. Наконец, некоторые фрагменты письма мне режут слух. "Несмотря на яростное сопротивление отдельных чиновников Министерства образования..." Ну что это за стиль? Это какие-то подметные письма из далекого прошлого».


Корреспондент Радио Свобода попросила прокомментировать письмо ученых к президенту петербургского писателя, филолога, историка культуры Константина Азадовского. «У меня вызывает удивление, почему с подобным письмом обращается группа людей, не слишком известных, пусть даже они доктора и кандидаты, тем не менее, это люди, не имеющие такого общенационального авторитета, люди, во многом, вероятно, связанные друг с другом. Это не голос общественности. Во-вторых, это не письмо на серьезную тему к президенту Российской Федерации, а это такой обличительный текст в отношении другой части нашего общества и нашей интеллигенции, которая, видимо, противодействует такого рода решениям и, на мой взгляд, правильно противодействует. Потому что я читаю своими глазами, что оппоненты их, оказывается, основываются исключительно на правовом и культурном обскурантизме. То есть люди, у которых другое мнение, это обскуранты. "Эти люди (читаю дальше) нетерпимо относятся к Русской православной церкви и даже к православным верующим". И, наконец, вывод: "Эти люди являются ненавистниками России". Что касается самой проблемы, эта проблема чрезвычайно важная. Мы все вышли из атеистического государства и очень многие беды наши нынешние, уходящие корнями в национальную психологию, связаны с тем, что за годы советской власти вместе с религией были истреблены те основополагающие устои, на которых держится и нация, и ее духовное бытие, и так далее. Религия неотделима от культуры и нравственности».


Православный священник Вениамин Новик не разделяет тревогу ученых за официальное признание ученых степеней кандидата и доктора теологии. «Напомню, - говорит он, - что в российском государственном стандарте теология уже прописана и уже прописаны две ученые степени, бакалаврская и магистерская. Нет пока еще докторской, но, возможна, она тоже появится. Так что надо думать просто о том, чтобы обеспечить все это соответствующими ресурсами. Уже в нескольких светских государственных вузах существуют кафедры, а в некоторых даже факультеты теологии. Я не вижу особого предмета для дискуссии. Нам все равно в эту сторону надо двигаться, что-то надо делать, а не просто впадать в какой-то паралич и говорить, что у нас нет людей, у нас все извратят, у нас все испортят, и поэтому давайте ничего не делать. Этот процесс должен быть, конечно, постепенным, потому что большая опасность в профанировании, в опошлении преподавания богословских дисциплин. Так что надо просто с умом все это делать».


XS
SM
MD
LG