Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.
Алексей Кузнецов: Информационно-аналитический центр «Сова» подготовил очередной доклад по теме «Реализация свободы совести в России в 2007 году». В нем проанализированы проблемы, возникающие у религиозных организаций с обществом и властью. Особое внимание в докладе уделено проявлениям вражды на антирелигиозной почве. «Государственные способы борьбы за религиозную толерантность, порой принимают причудливые формы», - отмечает директор центра «Сова», соавтор доклада Александр Верховский.
Ольга Вахоничева: Это второй доклад информационного аналитического центра «Сова», посвященный наиболее актуальным проблемам, связанным с дискриминацией религиозных меньшинств и с проявлениями религиозной ксенофобии. Один из соавторов доклада, директор центра «Сова» Александр Верховский, не давая оценок, выделил несколько характерных особенностей, которые возникли в прошлом году у организаций религиозного толка, в частности, в законодательной сфере.
Александр Верховский: Это решение о государственном лицензировании религиозных образовательных учреждений. Было очень много споров (зато сильно облегчается жизнь людей, которые учатся в этих учебных заведениях), касающихся в основном того, не является ли это покушением на светский характер образования в целом, на светский характер государства и так далее. Мы склонны считать, что скорее не является покушением, не то чтобы, может быть, идеальное, но не хуже среднего. Гуманитарное образование... оказывались дискриминированы просто потому, что они учились в частных учебных заведениях религиозного толка. Проблемы с арендой помещений, с постройкой храмов, молельных домов... Но здесь ничего нового не происходит, эти проблемы как были, так они и остаются.
Ольга Вахоничева: По мнению Александра Верховского, в прошлом году вновь вернулись проблемы с регистрацией религиозных объединений.
Александр Верховский: Связано это с известными поправками в законодательство о некоммерческих организациях, которые были приняты в 2006 году, но, как у нас водится, действовать начали медленно, не сразу, пока чиновники начали функционировать. То есть закрывают отчасти те организации, которые в самом деле не существуют уже де-факто, а отчасти те, которые просто не справились с подачей отчетности. Они, может, и раньше с ней не справлялись, но раньше никто на это не обращал внимания. Расширенный штат ФРС теперь более вдумчиво все контролирует, и ситуация стала жестче.
Ольга Вахоничева: Явно избыточные меры, предпринимаемые против религиозного экстремизма или для защиты чувств верующих, возникают потому, что отношения с такими организациями - для государства дело далеко не первой важности, считает Александр Верховский.
Александр Верховский: Это не то, что обсуждают регулярно на заседаниях правительства, Совета безопасности или в администрации президента. Существуют просто какие-то общие приоритеты что ли, к которым стремятся федеральные чиновники и в основном чиновники на местах. Им нужна символическая поддержка от крупных религиозных организаций, по большому счету, больше им ничего от них не нужно. В обмен на это, на символическую поддержку, им не так много всего готовы и дать.