Ссылки для упрощенного доступа

В Интернете проходит акция "Голосуй против всех"


Ольга Курносова
Ольга Курносова

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: 10 дней остается до президентских выборов в России, однако, как замечают многие политические эксперты, признаков серьезной борьбы не наблюдается. В обстановке, когда победа Дмитрия Медведева ни у кого не вызывает сомнений, власть продолжает подавлять любые проявления гражданского несогласия с этой ситуацией. В Интернете развернулась кампания за бойкот выборов. К бойкоту призвала в своих листовках и одна из преподавательниц Петербургского электротехнического университета (ЛЭТИ) - она уже наказана. Ушли от наказания неизвестные молодые люди, расклеивавшие стикеры против участия в выборах в метро.

Татьяна Вольтская: Молодая преподавательница ЛЭТИ Надежда Миронова расклеила в своем учебном заведении листовки с призывом "забить на выборы". Она распечатала найденное в Интернете изображение Владимира Путина с игральными картами, на которых видны портреты кандидатов в президенты России, украсила его слоганом "Не играй с шулером! Забей на выборы" и прикрепила на доске объявлений. Листовка провисела недолго - ее сорвали вузовские сотрудники безопасности, они же обратились в милицию. Говорит проректор по режиму Юрий Склярский.

Юрий Склярский: Да, этот факт имел место. Этим занимается 18-й отдел милиции. Я никуда не заявлял. Информацию я вам давать не буду, и в интересах нашего вуза не хотел бы, чтобы это было завязано с вузом и с данной гражданкой.

Татьяна Вольтская: В 18-м отделе милиции был составлен протокол об административном правонарушении "Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах". Теперь Надежде Мироновой грозит штраф в размере 10 МРОТ. Свои действия она объясняет тем, что она много лет безуспешно борется с уплотнительной застройкой в своем районе, выходила с соответствующими лозунгами на "Марши несогласных", сейчас дело жителей ее района находится в Страсбургском суде.

Когда в связи с предвыборной листовкой в ЛЭТИ у Надежды Мироновой начались неприятности, она обратилась за советом в "Яблоко". В итоге советы ей давала лидер петербургского отделения Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова.

Ольга Курносова: Она спрашивала совет, что делать, и я, соответственно, советовала не ходить ни в какую милицию. Но милиция к ней домой приехала, чтобы составить протокол. Хотя понятно, что это совершенно незаконно, потому что составлять протокол они могут либо по месту совершения административного правонарушения, либо в отделении милиции. Ну, и вообще, в чем состав? Если человек взял и распространил информацию, скачал из Интернета картинку, ее повесил, не понимаю я состав административного правонарушения. Но я понимаю боязнь наших чиновников. Для них явка сегодня является очень важной составляющей.

Татьяна Вольтская: Несколько изумляет оперативность и рвение, с которым преподаватели ЛЭТИ бегут "стучать" в милицию на свою сослуживицу.

Ольга Курносова: Это просто говорит об административном раже, чиновничьем. И очень высокая степень зашуганности начальства. На мой взгляд, это уже вполне такая советская степень. Мы же помним о той степени доносительства, которая существовала при советской системе. Мне кажется, сейчас уже не меньше.

Татьяна Вольтская: А пока милиционеры приходят в гости к тем, кто клеит нехорошие листовки, в Интернете разворачивается целая кампания за бойкот выборов. Кроме разнообразных баннеров и баталий в "Живом журнале", появился специальный сайт protiwseh.ru. Когда вы на него заходите, вы видите большую зеленую кнопку с галочкой "Против всех", вам предлагается вписать в строку определенный код - и вот вы уже прибавили свой голос к той цифре, которая видна наверху. Сейчас это около 140 тысяч, впрочем, уже есть пояснения, что цифра занижена, поскольку сайт подвергался хакерской атаке. Появилась информация, что сайт сделала нижегородская дизайн-студия Colorlab по заказу петербургского студента Артура Загрекова, который, несмотря на свои 20 лет, на выборы не ходил ни разу и ни в какой политической партии не состоит. Действительно, его не знают ни в "Яблоке", и в ОГФ. Но Ольга Курносова считает, что бойкот выборов - это правильная тактика.

Ольга Курносова: Совершенно понятно, что раз наши власти с таким упорством маниакальным стремятся повысить явку, то понижение явки - это, безусловно, наступление им на больную мозоль. А так как у нас сегодня нет никаких механизмов, с помощью которых мы можем высказать свое несогласие, - порога явки нет, графы "против всех" нет, - то вот активный бойкот - это единственное, что мы можем сделать. В этом смысле, конечно, наш марш 3 марта - это тоже своего рода активный бойкот.

Татьяна Вольтская: Интернет-кампания против президентских выборов не ограничивается сайтом protiwseh.ru. На сайте "Ежедневного журнала" вывешено обращение в Центризбирком России, где выборы 2 марта названы фарсом. Среди тех, кто подписал обращение, - журналисты Евгений Киселев и Владимир Кара-Мурза, правозащитник Елена Боннэр, сатирик Виктор Шендерович, политики Никита Белых, Максим Резник, Борис Немцов и Гарри Каспаров. Впрочем, не все разделяют идею бойкота выборов. Петербургский политолог, член политсовета "Яблока" Борис Вишневский уверен, что эта идея непродуктивна.

Борис Вишневский: Разумный способ поведения - это идти и зачеркивать всех. Но делать это на выборах, на участках для голосования, а не в Интернете. Потому что делать это в Интернете никакого практического смысла не имеет, это просто выпускание пара, и не более того.

Татьяна Вольтская: Тем не менее, призывы к бойкоту выборов множатся. Только что в Петербургском метро неизвестные молодые люди провели антивыборную стикер-атаку, расклеивая стикеры с надписью: "Надоели старые паразиты? Выбери новых!" - при явном одобрении пассажиров. Никто из молодых людей задержан не был.

Андрей Шарый: По каким причинам члены интернет-сообщества - а к акции "Голосуй против всех", о которой рассказывала Татьяна Вольтская, присоединились уже почти 150 тысяч человек - делают свой выбор? Об этом я беседовал с активным участником "Живого журнала", известным московским писателем, членом редколлегии журнала Новый мир, лауреатом Букеровской премии Михаилом Бутовым.

Михаил Бутов: Я не уверен, что нажимание кнопки в Интернете - это уж такая общественная позиция активная. У меня никаких бунтарских замыслов в данном случае не было, но поскольку я захотел проголосовать в данной ситуации "против всех", представившуюся возможность как-то выразить свое мнение я использовал.

Андрей Шарый: А почему вы проголосовали "против всех"?

Михаил Бутов: Потому что я не вижу сил, с которыми я хотел бы солидаризироваться, вокруг себя, из тех, которые дошли до какого-то политического воплощения. Если смотреть на всю массу, так сказать, российского населения, протестные настроения, они и будут касаться весьма маргинальной части общества. То есть, на самом деле, как мне представляется, в реальности очень значительная часть населения поддерживает существующую власть в силу умелой пропаганды. Как бы сказать, люди получили то, чего они хотели. Им объясняют, какая плохая Америка, им объясняют, какая должна быть сильная Россия, и так далее, а они слушают это и довольны.

Андрей Шарый: А почему эта пропаганда, например, на вас не оказывает нужного власти воздействия, как вы считаете?

Михаил Бутов: У меня плохой характер и доля немецкой крови еще присутствует. И она мне мешает быть счастливым.

Андрей Шарый: У вас есть "Живой журнал", вы там активный пользователь и участник этого сообщества. Это другие люди?

Михаил Бутов: Ну, разумеется, конечно! Аудитория "Живого журнала", она такая довольно специфическая. Это, во всяком случае, люди, которые умеют пользоваться Интернетом и владеют компьютером, у них он есть, они его купили. Все политические технологии в России рассчитаны на совсем другие слои населения, на тех, у кого всего этого попросту нет, на провинцию, на провинциальные города, на довольно бедных людей, у которых смешивается ощущение собственной ущербности с ощущением как бы ущербного, неподобающего стране положения, которое также навязывалось средствами массовой информации. Собственно говоря, с этими людьми политическая пропаганда в основном и работает. И работает, как мне представляется, я не эксперт и не специалист, достаточно эффективно.

Андрей Шарый: Такие люди, как вы, способны только к такого рода пассивному выражению своей точки зрения? На организацию каких-то более серьезных или звучных акций они не способны или им это не нужно?

Михаил Бутов: Дело не в акциях. Акции - вообще занятие такое молодежное. То, что является причиной моего голосования против всех: мне представляется, что здоровые силы в России, то есть то, что составляет соль этой земли, они не имеют общественной консолидации, и уж тем более они не имеют своего политического представительства, им старательно не давали это сделать. У нас нет партии, которая бы выражала интересы тех людей, которые мне представляются стоящими. У нас есть партии, которые отстаивают олигархические интересы, есть партии, которые отстаивают интересы силовых структур. У нас нет партии людей, которые работают и, собственно говоря, реально создают жизнь, которые ткут жизнь. Эти люди как бы остались вне всякого представительства.

Андрей Шарый: А вот интернет-сообщество, о котором мы с вами говорим, это люди принципиально непартийные или для них просто еще не создана, не придумана специальная своя партия, через которую они бы выражали свою политическую позицию более консолидировано.

Михаил Бутов: Интернет-сообщество очень молодое, и там как раз огромное количество людей, партийно-ангажированных: с одной стороны, это молодежные организации типа "Наших" или какие там еще есть, с другой стороны, это радикальные партии. Но эти партии, так сказать, далеко еще находятся, радикальные, уже от выборного процесса и от большой политики. В Интернете есть самые разные люди, в Интернет полным-полно государственников разного возраста, в том же "Живом журнале", очень много людей, поддерживающих власть, которая, несомненно, на ближайших выборах победит, ни у кого в этом сомнений нет.

Андрей Шарый: Как вы думаете, сколько за 10 дней, оставшихся до выборов, наберется поддерживающих сил у этой акции?

Михаил Бутов: По-моему, там 149 тысяч. Не знаю, потому что меня вообще там удивляет, что их там маловато. Мне казалось, что их должно быть значительно больше. Поэтому у меня есть ощущение, что этот флэш-моб политический не очень хорошо работает. Я полагал, что, по идее, если там нет никаких подводных камней, должно набраться несколько миллионов.

Андрей Шарый: Об акции в Интернете "Голосуй против всех" я беседовал с известным московским писателем Михаилом Бутовым.

XS
SM
MD
LG