Ссылки для упрощенного доступа

В Москве состоится неформальный саммит глав стран СНГ


Программу ведет Марк Крутов . Принимает участие директор информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов.



Марк Крутов : Сегодня в Москве состоится неформальный саммит глав стран СНГ. В нем примут участие президенты Украины, Грузии, Молдавии, Азербайджана, Таджикистана и других стран. Это последняя встреча в подобном формате, проходящая с участием Владимира Путина в качестве президента России. По мнению экспертов, в связи с этим лидеры стран Содружества на сегодняшнем саммите попытаются понять, какого отношения к СНГ им ждать от российских властей при новом президенте Дмитрии Медведеве. Самое же интересное ожидается на двусторонних переговорах Путина и глав некоторых стран постсоветского пространства. Темами для обсуждения станут, в первую очередь, вопросы энергетики (в свете недавнего очередного российско-украинского газового конфликта) и статус непризнанных республик (в связи с самопровозглашением независимости Косово). Я попросил проанализировать историю развития отношений России со своими партнерами по СНГ при президенте Владимире Путине эксперта - директора информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексея Власова.



Алексей Власов: Мне кажется, что общая тенденция усложнения отношений, которые слишком часто развиваются в силу не объективных, а субъективных обстоятельств, в том числе и личных отношений между постсоветскими лидерами. Поэтому хозяйство, которое достанется новому президенту России, оно, я бы сказал так, достаточно обширное, но с тенденцией того, что дворы в этом хозяйстве стремятся выделиться, разбежаться в разные стороны, но в силу определенных причин, никак не хотят покинуть окончательно это пространство СНГ. Сможет ли новый президент России удержать, по крайней мере, эту конструкцию в том же виде, в каком ее передаст нынешний президент России, это большой вопрос, но шансы на это сохраняются.


Заметно, кстати, что нынешний неформальный саммит будет интересен даже не общей встречей постсоветских лидеров, а форматов двусторонних встреч (на это даже обращает внимание кремлевская пресс-служба), в ходе которых Владимир Путин встретится с рядом лидеров стран СНГ. Здесь обращает внимание, прежде всего, фигура Воронина, который, как я понимаю, после косовского прецедента будет стремиться заручиться гарантиями Москвы в отношении того, что Кремль не будет признавать официально де-юре и де-факто независимость Приднестровья. Примерно с теми же интересами связана позиция и грузинского лидера Михаила Саакашвили. А Ильхам Алиев и Нурсултан Назарбаев, как я понимаю, будут в ходе своего визита в Москву, в том числе обсуждать и нерешенный блок энергетических проблем.


Таким образом, Владимир Путин, в общем, как бы и не формирует тот пакет документов по передаче наследства новому кремлевскому вождю, а, скорее, оставляет целый блок вопросов открытым. Кто будет решать - будущий президент или будущий премьер-министр? Наверное, это и есть главная интрига, которую хотят, в том числе, разрешить для себя те, кто из постсоветских лидеров приедет в Москву, чтобы понять - встречаются ли они с человеком уходящим или остающимся в Кремле.



Марк Крутов : Возможен такой вариант, что при следующем президенте России Дмитрии Медведеве, скорее всего, этот формат начнет, действительно, разваливаться, что Россия будет уже не так заинтересована в его сохранении?



Алексей Власов: В своем выступлении на Гражданском форуме, одном из первых программных выступлений главного кандидата в президенты России, Медведев заявил о том, что (это было одно из ключевых позиций его выступления) постсоветское пространство остается главным предметом внешнеполитических интересов России. Постсоветское пространство, но, замечу, не СНГ. Это означает, что сам формат Содружества Независимых Государств, который давным-давно превратился, скорее, в клуб по интересам, по-прежнему будет использоваться Кремлем в большей степени, как универсальная переговорная площадка. Если говорить о реальных политических, экономических, военных интересах России, то они в большей степени будут связаны с форматом двусторонних отношений ОДКБ и, возможно ШОС. Поэтому ожидать, что СНГ ждет скорый распад, я бы не спешил с такими выводами. Потому что в сохранении этой переговорной структуры заинтересованы и другие участники Содружества Независимых Государств. А то, что будет обсуждаться на этом саммите процесс реформирования СНГ, то это, скорее, процесс бюрократических, и не связанный с реальными объективными интересами, обращенными в будущее. Это попытка сохранить статус-кво. А на большее, как я полагаю, все-таки рассчитывать в отношении СНГ нельзя.



Марк Крутов : Вы совершенно верно сказали, что одной из главных тем сегодняшнего саммита станет энергетика. Какие конфликты России, можно сказать, и стран СНГ в этой области остались в памяти, как самые яркие, чего в этом отношении можно ожидать в будущем?



Алексей Власов: Вы знаете, я думаю, что наиболее важный момент, связанный с президентством Владимира Путина, это то, что во внешней политике России, в том числе и обращенной на постсоветское пространство, геополитика окончательно сменилась геоэкономикой. Россия формирует свою внешнюю политику, как ведущая энергетическая держава или , по крайней мере, претендующая на главную роль в энергетической сфере, которая определяет сейчас, собственно, статус державы, насколько она обладает такого рода ресурсами. Поэтому здесь даже дело не в конфликтах, а в принципах, на которых Россия начинает уже при Путине, как я полагаю, эта тенденция продолжится и при новом президенте России, на каких принципах она формирует свой собственный внешнеполитический курс. Больше прагматизма, меньше романтики и всегда помнить о том, что если страны СНГ придерживаются многовекторного курса, то есть лавируя между Востоком и Западом, то для России остается, и это было видно в конфликтах и с Украиной, и с Белоруссией, и продавливанием среднеазиатских лидеров на российский проект каспийского трубопровода, во всех этих ситуациях было видно, что позиция "друг" или "партнер" идет только вторым темпом, вторым номером после прагматических интересов России и крупных энергетических корпораций, которые, собственно, и являются лицом России, обращенном на постсоветское пространство. Речь идет, конечно, о "Газпроме" и "ЛУКойле". Поэтому даже не конфликт, а, еще раз подчеркну, именно то, что геоэкономика окончательно, энергетика, если говорить более конкретно, борьба за ресурсы, становится центром, стержнем кремлевской политики, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.



XS
SM
MD
LG