Ссылки для упрощенного доступа

Кубинцы не ожидают в ближайшем будущем перемен


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский, Михаил Саленков.



Александр Гостев: Новым председателем Госсовета Кубы стал 76-летний Рауль Кастро. В этой высшей государственной должности его утвердила Национальная ассамблея Кубы. То есть формально завершилось 49-летнее правление Фиделя Кастро. 18 февраля он объявил об уходе в отставку по состоянию здоровья. В своем первом выступлении в ранге главы государства Рауль Кастро заявил, что будет продолжать советоваться со своим братом Фиделем по вопросам государственной важности.



Андрей Шароградский: Еще несколько недель назад газеты цитировали Фиделя Кастро, говорившего, что он должен уступить дорогу "гораздо более молодым" политикам. Многие наблюдатели расценили эти слова, как косвенное свидетельство того, что следующим после Фиделя у руля власти должен быть не 76-летний Рауль Кастро, а кто-то другой, более молодой политик. В этой связи упоминались имена 56-летнего вице-президента Карлоса Лахе или 42-летнего министра иностранных дел Фелипе Переса Роке.


Эти прогнозы не оправдались, более того, Рауль Кастро сразу же объявил о преемственности политического курса Кубы, хотя раньше он заявлял, что, в случае своего избрания, проведет важные экономические реформы, а также "структурные изменения".



Рауль Кастро: Главнокомандующим кубинской революции является только один человек. Фидель - это Фидель. Мы все хорошо знаем, что Фиделя заменить неким. И народ продолжит делать его работу, даже если он сам здесь не присутствует физически.



Андрей Шароградский: Экономический режим Кастро несколько укрепился в последнее время благодаря поддержке со стороны Венесуэлы, снабжающей Кубу дешевой нефтью, так что в целом были обеспечены условия для сравнительно спокойной передачи власти в стране.


Кубинцы не ожидают в ближайшем будущем серьезных перемен - таково главное впечатление от поездки на Кубу мое коллеги Михаила Саленкова. Свой разговор с ним я начал с вопроса, действительно ли кубинцы сейчас так любят своего Фиделя, как об этом говорят за пределами острова.



Михаил Саленков: На самом деле со многими удалось поговорить. В те дни, когда стало известно о том, что Фидель Кастро уходит в отставку, я бы поделил этих людей на три категории. Люди, которые довольны правлением Фиделя Кастро, люди, которые недовольны или крайне недовольны, и те, кому, по всей видимости, все равно, кто будет управлять государством, кто будет править страной.


Довольные люди говорят о том, что большинство кубинцев очень любят Фиделя, как минимум 70 процентов считают его отличным руководителем. Он был у руля 50 лет и это очень хорошо. Девочка, у которой я отобрал газеты "Гранма", в которой было сообщение об отставке Фиделя, его заявление длинное, на целую полосу, мне очень хотелось посмотреть эту газету, подержать ее в руках. Я спросил у нее: "Как вы относитесь к тому, что Фидель Кастро уходит с поста руководителя государства?" Она сказала: "Для меня это очень плохо. Я не могу представить себе, кто его может заменить, но тем, кому все равно, кто будет руководить страной, те говорят, что Фидель болел, фактическим руководителем был его брат Рауль. И сейчас, когда он становится официально руководителем Кубы, то, скорее всего, он сможет как-то улучшить ситуацию в стране.


Недовольные... Там много поводов для недовольства у них, по всей видимости. Говорят, что, во-первых, официальная пропаганда и вранье и по телевизору и в газетах, очень недовольны тем, что невозможно выехать за границу просто так. Понятное дело, что спортсмены или музыкальные какие-нибудь коллективы имеют такую возможность, но только в составе какой-то группы. Очень плохо с информацией в стране, очень плохо с интернетом. Он есть, но в основном пользоваться им могут только приезжие, только туристы и стоит это удовольствие достаточно недешево, где час стоит шесть долларов, это цена по всей стране. Мы проехали пол-острова, везде карточка для пользования интернетом стоит шесть местных конвертируемых песо.


Конвертируемые песо и вообще национальная валюта - это тоже отдельная тема. Потому что есть песо для туристов, которыми пользуются только туристы и магазины, в которых можно покупать только за конвертируемый песо. Его стоимость примерно 30 рублей, он между долларом и евро колеблется. Есть песо для внутреннего использования, который стоит очень дешево, один конвертируемый песо стоит 80 неконвертируемых. И в магазинах, которые так же делятся на магазины для туристов и на магазины для местного населения, соответственно, в магазинах для местного населения практически пустые прилавки. Как мне сами говорили кубинцы, за этот неконвертируемый песо практически ничего не купить. А в магазины для туристов они могут войти, если у них имеются в наличии эти конвертируемые песо, и купить какие-то товары, которые там есть, которые им нужны. Но при всем при этом это довольно унизительное зрелище, когда любой турист может свободно войти в этот магазин, а местные стоят в очередь, их не пускает охранник, и они заходят один человек раз в полчаса. Мне кажется, достаточно только этого, чтобы понять, чему быть недовольным в течение срока правления Фиделя Кастро.



Андрей Шароградский: Михаил, насколько открыто кубинцы говорят об этом своем недовольстве? Насколько велики опасения, когда они общаются с иностранцами? Боятся ли они каких-то репрессий?



Михаил Саленков: Мне кажется, что нет. Потому что довольно откровенно люди говорили. Причем люди, которые работают до сих пор в каких-то госучреждениях, так как мы были туристами, я не представлялся, что я журналист, это были просто беседы с рядовыми кубинцами. Мне было интересно, как они относятся к Фиделю Кастро, как они относятся к тому режиму, который на Кубе. Кто-то говорил абсолютно спокойно о том, чем недоволен он. Кто-то на вопрос о том, правление Фиделя было замечательным для вас, его отставка - хорошо или плохо, люди некоторые выдерживали пауза, а потом говорили: да, в принципе, конечно, Фидель молодец, посмотрите, какая у нас красивая, замечательная страна. Те, кто недоволен, по крайней мере, они в очень резких выражениях, не стесняясь, рассказывали о том, чем они недовольны, что происходит в стране, и что бы они хотели улучшить, как бы это могло измениться. Другое дело, что они не видят выхода. То есть они мне говорили, что "был Фидель, теперь нам говорят, что будет Рауль", и ни слова об оппозиции, которой, как известно, практически нет на Кубе.



Андрей Шароградский: Правильно ли я вас понял, что с приходом к власти Рауля Кастро мало кто на Кубе ожидает каких-то серьезных перемен?



Михаил Саленков: Серьезных перемен не ожидает никто, это верно.


XS
SM
MD
LG