Ссылки для упрощенного доступа

Портрет кандидата: «Все разговоры об оттепели просто беспочвенны»


"Дмитрий Медведев - это будет соправитель, причем младший соправитель при Владимире Путине", - говорят эксперты
"Дмитрий Медведев - это будет соправитель, причем младший соправитель при Владимире Путине", - говорят эксперты



Дмитрий Медведев завершил избирательную кампанию. Формально она продолжалась всего один день: на среду кандидат брал отпуск за свой счет. В четверг он опять был на правительственном посту. На очередном совещании Медведев сидел по левую руку от своего ментора и предшественника Владимира Путина. Портрет «кандидата номер один» для Радио Свобода рисуют политический обозреватель Михаил Соколов и независимый политик и аналитик Владимир Рыжков.

- Владимир, Медведев - это новый тип российского политика, на ваш взгляд?


- Нет, я полагаю, что, несмотря на то, что он заметно моложе Владимира Путина и относится скорее к моему поколению (у нас с ним разница в возрасте один год), все же я бы не спешил называть его представителем нового поколения, потому что его связывают две вещи. Первая - это его совместная работа с действующим президентом на протяжении уже более 17 лет. И вторая - их совместная деятельность в Москве последние восемь лет. И в этом смысле Дмитрий Медведев, как представитель высшего руководства последних восьми лет, разделяет их общую ответственность и за разгром свободы слова, и за разгром оппозиционных партий, и за фальсификации на выборах, и за передел собственности, и в целом за установление авторитарного политического режима в России.


- Михаил, какой тип политика, на ваш взгляд, представляет Дмитрий Медведев? Политик-чиновник? Политик-технократ?


- Я все-таки обратил бы внимание на несколько деталей биографии Дмитрия Медведева. Во-первых, то, что в молодые годы, скажем так, он не был очень заметной фигурой у себя в университете, не был активистом, а тихо и спокойно делал комсомольско-юридическую карьеру, но именно больше зацикливаясь на постижении такой юридической учености. Во-вторых, я бы обратил внимание на то, что он работал в компании «Илим Палп», был фактически совладельцем компании, и, выходя из дела, по всем независимым оценкам, должен был выйти оттуда миллионером - даже при тогдашней цене акций. Неслучайно эта компания выдержала рейдерскую атаку концерна Олега Дерипаски, которая была очень мощной, но была остановлена буквально на высшем уровне. Я подозреваю, что партнеры Дмитрия Медведева - господин Смушкин и другие - были «прикрыты» Кремлем, потому что другие люди, с которыми конкурировал господин Дерипаска, очень сильно пострадали в таких бизнес-конфликтах. Так что мы можем сказать, что это и чиновник, и бизнесмен, и менеджер. Хотя мне все-таки кажется, что в нем очень много вот этого зацикленного такого чиновничьего, напоминающего немножко до сих пор человека не в футляре, а человека в таком пиджачке от Версаче, но застегнутом на все пуговицы.


- Есть довольно активно гуляющая сейчас по политологическим кругам версия, согласно которой Медведев - это ставленник семьи президента Ельцина или политиков, бизнесменов, близких к этому политическому определению в России. Владимир, как вам такая теория?


- Я считаю, что это ерунда. Дело в том, что сложилась определенная система отношений за последние восемь лет. В эту систему отношений вписаны и бизнесмены, которые были близки семье Ельцина. И в данном случае, я думаю, что с ними просто согласовали данный вопрос и согласовали сохранение статус-кво. В целом, мне кажется, Дмитрий Медведев - это будет соправитель, причем младший соправитель при Владимире Путине, и главная цель этого дуэта - сохранение статус-кво. Не семья Ельцина ставит на трон Медведева. Это просто некий договор между влиятельными группировками, которые сохраняют статус-кво.


- То есть вы не считаете, что у Медведева есть сильный в нынешней России потенциал личного политического развития?


- Мне кажется, что, когда Владимир Путин на пресс-конференции сказал о том, что он будет премьером ровно столько, сколько Медведев будет президентом, а чуть позже Медведев сказал, что мы прекрасно сработаемся вместе, ни тот, ни другой не лукавили. Они говорили в данном случае правду, что они планируют вдвоем управлять Россией и сохранять статус-кво и контроль в своих руках.


- Михаил, что можно сказать о супруге будущего президента? Говорят, она очень активная дама и может даже претендовать на место этакого неформального советника главы государства?


- Единственное, что я могу сказать - все, кто видел Светлану Линник, ныне Медведеву, в разные поры ее совместной жизни с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, указывают на то, что это очень сильная, волевая женщина. Гораздо более заметная, чем Людмила Путина. А как с ней получится, какова будет ее политическая роль - мы увидим довольно скоро.


- Владимир, есть такая популярная сейчас шутка о том, что нанотехнологии в России - это когда каждый следующий президент меньше, чем президент уходящий. Думаете ли вы, что Медведеву не удастся уйти от мощного влияния Владимира Путина? Будет ли он создавать свой клан?


- Безусловно, у него и сейчас есть свои люди. Но их раз в двадцать меньше, чем своих людей у Владимира Путина. И во-вторых, это постоянная, на мой взгляд, методологическая ошибка - рассматривать их как возможных соперников. На мой взгляд, это в принципе неверно. На мой взгляд, это сплоченная команда, объединенная жизненными интересами, связанными с политикой, с бизнесом, с собственностью, и эта команда хочет именно в рамках командной игры удерживать контроль над страной. В этом смысле, на мой взгляд, все эти разговоры об оттепели, о конфликте, о перетягивании каната просто беспочвенны.


- Михаил?


- Если бы Сергей Иванов стал преемником, я бы не говорил бы ни о какой оттепели. Но о потенциальном конфликте я бы подумал, поскольку Иванов более сильная и заметная личность - и человек, скажем так, немножко более конфликтный, судя по тому, что я слышал в рассказах о его деятельности в Министерстве обороны и в правительственном Белом доме. Дмитрий Медведев - это «вторая ступень» Владимира Путина.


XS
SM
MD
LG