Ссылки для упрощенного доступа

Исполнилось 80 лет французскому кинорежиссеру Жаку Риветту



Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.



Дмитрий Волчек: Сегодня исполнилось 80 лет великому и великолепному французскому кинорежиссеру Жаку Риветту. Слово кинокритику Андрею Плахову.



Андрей Плахов: В юности завсегдатай парижской фильмотеки Риветт вместе с Трюффо, Годаром и Ромером основал « Gazette du Cinema », а потом журнал « Cahiers du cin е ma », был его критиком, а в течение двух лет главным редактором. Поработал ассистентом у Жака Беккера и Жана Ренуара. Снял фильм «Ноктюрн. Париж принадлежит нам» и примкнул к движению «новой волны». В этом фильме уже намечены основные мотивы, которые станут сквозными для творчества Риветта. Тема заговора, позволяющая использовать гибкие повествовательные формы, театр, как метафора жизни и творчества, сочетание импровизации с продуманными мизансценами, фантазии с документальным рядом. В 1966 году появилась антиклерикальная «Монахиня» по роману Дидро, вызвавшая один из самых громких цензурных скандалов в истории Франции. Однако Риветта гораздо больше, чем политика, интересовало движение художественной формы. Ему он посвятил самые безумные свои замыслы, например, фильм «Минус один», снятый в двух версиях, одна из которых длится почти 13 часов и показывалась всего лишь раз в рабочей копии в Доме культуры рабочих Гавра. Четырехчасовая версия вышла в прокат. Этот фильм, навеянный идеями романа Бальзака «История 13-и», позволил достоверно передать атмосферу Парижа после волнений 68 года. В 70-х Риветт занят проектом четырех фильмов с общим названием «Дочери огня или Сцены параллельной жизни». В них обыгрывается идея двойственности, эффекты зеркальных отражений, тема отношений, возникающих между двумя женщинами. Творческая биография Риветта оказалась долгой и плодотворной. Он никогда не шел на компромиссы, но при этом делал кино в разных жанрах, среди которых и утонченно философская комедия, и фильм-нуар. Заметное место в работе этого абсолютного кинематографиста занимают театр и литература, но ни одна из них не выглядит театральной или литературной. Его любимым писателем следует назвать Бальзака, по мотивам романа которого поставлен последний фильм Риветта «Не трожь топор». Еще ранее он вольно интерпретировал его же новеллу «Неизвестный шедевр» - фильм «Прекрасная смоковница». В этом фильме Риветт, чье работы обычно доставляют удовольствие эстетам и совершенно не доходят до простых смертных, убедил даже самых закоренелых оппонентов, что его старания не напрасны. Это редчайший случай, когда экран сумел адекватно воспроизвести процесс творчества с его главной эротической составляющей. Мишель Пикколи в роли художника не морщит лоб, не пучит глаза от творческого зуда, не машет кистью в божественном экстазе. Процесс создания картины становится актом любви в самом возвышенном и конкретном смысле слова. Эммануэль Беар в роли модели играет своим прекрасным телом самое трудное – пробуждение влюбленности. Риветт наблюдает за этим, затаив дыхание. Так что смотреть вместе с ним хочется и два часа (короткая версия) и четыре (версия полная). Столь же многим обязаны Риветту и другим французские актеры, особенно Сандрин Боннер, сыгравшая в его фильме одно из лучших воплощений Жанны Д`Арк. Фильмы Жака Риветта стали проявлением утонченности французской культуры и вписали кинематограф в семью традиционных искусств.


XS
SM
MD
LG