Ссылки для упрощенного доступа

Концерты Нью-йоркского филармонического оркестра в Северной и Южной Корее


Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Ирина Лагунина.



Дмитрий Волчек: Историческим событием этой недели стали концерты Нью-йоркского филармонического оркестра в Северной и Южной Корее. Наибольшее внимание, конечно, привлекло выступление в Пхеньяне, за которым следила моя коллега Ирина Лагунина. Не каждый день северокорейская аудитория встает под звуки американского гимна.



Ирина Лагунина: И не каждый день северокорейский гимн исполняется столь блестящими музыкантами.


Зал, вмещающий 2500 человек, встречал нью-йоркских исполнителей овациями. Фразой недели стало представление симфонической композиции Гершвина главным дирижером оркестра Лорином Маазелем: «Она называется «Американец в Париже». Когда-нибудь американский композитор сможет написать произведение под названием «Американцы в Пхеньяне». А вот и его собственные чувства и ощущения за несколько часов до выхода на сцену.



Лорин Маазель: Музыка традиционно была той сферой, где люди завязывают общение. Она – нейтральна, она эмоциональна, она идет от человека к человеку. Если наш концерт примут хорошо, если люди почувствуют, что мы творим музыку для них и если они с трепетом ждут, чтобы мы ее для них исполнили, тогда мы внесем наш вклад в то, чтобы люди стали хоть на шаг ближе друг к другу.



Ирина Лагунина: После того, как в 1989 году пала берлинская стена, Нью-йоркский филармонический оркестр играл по обе ее стороны. Тогда выбрали 9 симфонию Бетховена с ее вершиной – «Одой к радости». Для Кореи была тоже выбрана симфония Бетховена, но только 5. Ее четыре первых ноты – это стук судьбы. По замыслу, это был музыкальный призыв оркестра прекратить 55-летнее противостояние двух Корей.


Накануне приезда оркестра в Пхеньян Северокорейская лига девочек-аккордеонисток выступила с открытым письмом, которое было опубликовано лондонской «Таймс» без редакторской правки английского языка оригинала. Газета заметила, что письмо написано явно при помощи корейско-английского словаря музыкальных терминов и с одобрения президента Ким Чен Ира. Начинается оно со слов «Поздравления Нью-йоркскому оркестру любителей музыки и слушателям всего мира в унисон с ним! Наш дорогой лидер приветствует вас на берегах спокойно текущей старушки реки Тедон, где находится великий театр Восточного Пхеньяна, величественно наполненный стульями, музыкальными стойками и электрическим освещением для всего вашего иностранного концерта. Это будет сокрушающий символ разрядки.


И дальше: «Отец нашей нации – самый известный в мире музыковед, сочиняющий гениальные симфонии для наших аккордеонов, а также подвергающий декомпозиции декадентский раболепствующий поп – для безопасности корейской молодежи».


Но письмо, однако, заканчивает не приветствием, а предостережением. «Никогда со времен захвата американского военного корабля «Пуэбло» 40 лет назад наша страна не выдавала в таком масштабе визы иностранцам, - пишут девочки-аккордеонистки. Мы ничего не прячем в наших футлярах для гитар. И мы хотим верить, что ваши вторые скрипки – не замаскированная пятая колонна. Мы не голодаем. У нас замечательные трубы. Так что наслаждайтесь Коммунистической Кореей от До до До».


На следующий день после концерта главная правительственная газета страны «Родон Синмун» посвятила первую полосу новостям о том, что лидер страны Ким Чен-Ир направил цветы новому президенту Кубы Раулю Кастро. Статья о выступлении Нью-йоркского филармонического была опубликована на 4-й странице. Но зато тоже с фотографией.




XS
SM
MD
LG