Ссылки для упрощенного доступа

«Избирателей на участки завлекают кнутом и пряником»


«Работодатели давят на бюджетников, требуют получить открепительные удостоверения, требуют проголосовать до 12 часов»
«Работодатели давят на бюджетников, требуют получить открепительные удостоверения, требуют проголосовать до 12 часов»

К трем часам дня в информационный центр ассоциации «Голос» поступило более тысячи сообщений активистов ассоциации. Корреспонденты «Голоса» сегодня работают почти в 40 регионах России, они фиксируют нарушения на избирательных участках. Картина на этих выборах нерадостная - вот так примерно охарактеризовала ситуацию исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова. По ее словам, на каждый пятый избирательный участок не допускают корреспондентов ассоциации. Отсутствие реального контроля - наиболее отличительная черта этих выборов. По информации ассоциации «Голоса», только в Москве на половине избирательных участков вообще нет наблюдателей.


Ход выборов в интервью Радио Свобода прокомментировал эксперт ассоциации «Голос», политолог Александр Кынев:


- Что касается основных нарушений, то здесь отмечается весь традиционный букет, который мы наблюдали всегда, это нарушение прав наблюдателей, это не сброшюрованные списки. Мы понимаем, когда списки не сброшюрованы, это является условием, которое позволяет в дальнейшем производить фальсификации и вбросы. Есть сигналы о прямых вбросах, есть сигналы о наличии в списках избирателей отметок. Мы понимаем, что когда есть отметка, это означает, что кто-то в дальнейшем по этой отметке может подписаться, и обычно отметки ставят напротив тех людей, которых либо нет, либо они умерли, либо служат в армии.


Если на выборах в Государственную думу было 11 партий, и они могли направлять своих наблюдателей, сейчас всего четыре кандидата, и дополнительные наблюдатели есть только в тех регионах, где проходят региональные выборы. По сути, власть контролирует сама себя, и в этом смысле делает почти все, что угодно. Очень активно из регионов поступают сигналы о всевозможных стимулирующих лотереях, розыгрышах, конкурсах. Избирателей на участки пытаются завлечь кнутом и пряником.


С одной стороны, работодатели давят на бюджетников, требуют получить открепительные удостоверения, требуют проголосовать до 12 часов, где-то до часу дня, связаться со своим начальником, кураторы фиксируют явку сотрудников по поликлиникам, по больницам, по школам, по вузам. И одновременно мы видим все вот эти стимулирующие лотереи, от раздачи билетов на скидки в каких-то супермаркетах до раздачи пакетов сахара, конфет в других регионах.


После той кампании, которая была - предельно зарегулированная, лишенная интриги, несомненно, было понятно, что, несмотря на победные реляции, высокой явки ждать не приходится. Теперь используются все мыслимые и немыслимые возможности для того, чтобы заставить людей прийти на участки и заявить, что при высоком доверии граждан у нас избран новый президент. На мой взгляд все это очень печально, и я думаю, что этот исход не был предрешен, можно было провести вполне конкурентную кампанию и вполне нормальную процедуру проведения голосования. На мой взгляд, никто бы от этого не пострадал, наоборот, это бы говорило больше о реальной легитимности власти в стране.


Общество приучают к определенному стилю взаимоотношений между населением и властью, другого смысла в происходящем я не вижу.


- Какое в сложившейся ситуации практическое значение имеет вот такое скрупулезное фиксирование нарушений, которое проводит ассоциация «Голос» с помощью своих корреспондентов?


- Я считаю, что право избирать и быть избранным - это одно из ключевых гражданских прав человека, и за него нужно бороться, независимо от того, удается ли тебе конкретно сегодня добиться справедливости или не удается. Потому что рано или поздно количество должно переходить в качество.


Да, сегодня очень сложно на участке задокументировать нарушение. В Москве, например, на одном из участков в Таганском районе зафиксирован вброс, и сейчас пытаются обвинить во всем наблюдателя, что это якобы он виноват, что это он все подстроил.


Когда наблюдатель один, а члены комиссия работают сообща с сотрудниками правоохранительных органов, то доказать, что нарушение было, очень сложно. У нас сегодня сделано все, чтобы наблюдатели были в лучшем случае в единственном числе на участках. Поэтому, на мой взгляд, это просто борьба за сохранение некоторых, может быть, небольших оазисов политической культуры, из которых со временем у нас вырастет цивилизованное гражданское общество и цивилизованный политический процесс. Как мне кажется, это борьба за будущее. Я думаю, что складывать лапки и считать, что ничего сделать нельзя - означает лишать себя будущего. Что же тогда, назад в Советский Союз? Я не думаю, что этого кто-то сегодня реально хочет.


XS
SM
MD
LG