Ссылки для упрощенного доступа

Как трое отставших кандидата в президенты отнеслись к своему поражению


Геннадий Зюганов
Геннадий Зюганов

Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Карэн Агамиров.

Андрей Шарый : Избирательный штаб Дмитрия Медведева собирает журналистов к 23 часам. Поэтому сейчас поговорим о том, какова обстановка в штабах проигравших, отставших кандидатов в президенты. В избирательном штабе выдвинутого Компартией в президенты России Геннадия Зюганова работает мой коллега Карэн Агамиров. Он в прямом эфире программы.

Карэн, как там у коммунистов?

Карэн Агамиров : Добрый вечер, Андрей! Иван Мельников, один из лидеров КПРФ, сказал на пресс-конференции, которая недавно закончилась, что нарушений во время этой избирательной кампании было значительно больше, чем во время думской кампании прошлого года. Представители КПРФ уже подали 137 жалоб в Центральную избирательную комиссию.

Иван Мельников : Нарушения, которые зафиксированы нашими товарищами, носят очень серьезный характер. Вы понимаете, как трудно, вообще, поймать за руку тех, кто вбрасывает бюллетени в урны для голосования. Сегодня в нескольких регионах были схвачены за руку те, кто занимался этим делом. Это было в Москве, в Тюмени, в Саратовской области, в Башкирии. Причем, в Башкирии на нескольких участках мы это зафиксировали.

Второй вид нарушений, который зафиксирован, это выдача отмеченных бюллетеней, то есть выдавали бюллетень, где уже галочкой отмечено, что голос отдается за кандидата Медведева. Это было зафиксировано в Башкирии, в Уфе. Массовый характер носит голосование через открепительные талоны. Практически в очень многих регионах, мы считаем, что это грубейшее нарушение, нам еще предстоит вообще подвести итоги того, сколько человек сегодня проголосовало по открепительным талонам.

Андрей Шарый : Сейчас у нас в прямом эфире депутат Государственной Думы России, член фракции Коммунистическая партия Олег Смолин.

Олег Николаевич, добрый вечер! Геннадий Зюганов набрал около 20 процентов избирателей. Довольны ли у вас в партии таким результатом, у вас во фракции?

Олег Смолин : Я думаю, что таким результатом, в принципе, можно быть довольным, поскольку, во-первых, это значительно выше, чем на думских выборах, во-вторых, это значительно выше, чем у Владимира Жириновского, который, как известно, собирался похоронить КПРФ много раз, но в итоге, как мы заметили, сильно от нее отстал. Но результатами выборов в целом довольными быть невозможно.

Вспоминается известная история о том, как Джордж Буш обратился к Владимиру Путину за помощью против Демократической партии Соединенных Штатов. Согласно этой истории, якобы Владимир Владимирович отправил в Соединенные Штаты председателя Центральной избирательной комиссии. В день выборов председатель Центральной избирательной комиссии позвонил Путину и отчитался - не волнуйтесь, Владимир Владимирович, во всех штатах побеждает "Единая Россия", а Дмитрий Анатольевич везде опережает эту выскочку Хиллари, ну или этого выскочку Обаму. Сути дела то не меняет.

Парадокс заключается в чем? При несвободном политическом процессе в целом в России, при отсутствии практически независимых средств массовой информации... Кто у нас остался из независимых средств массовой информации? "Эхо Москвы", Би-би-си и Радио Свобода, пожалуй. При всей этой ситуации правящая элита могла бы организовать победу своего кандидата при относительно свободных выборах. Но, тем не менее, она этого не делает. Совершенно непонятно - почему. Результат, конечно, был бы другой. Возможно, был бы второй тур. Если - нет, то, возможно, была бы ситуация как в Грузии или Армении, где 52 процента набирали кандидаты правящей партии. Но у нас хотят, чтобы все было абсолютно предсказуемо, чтобы Центральная избирательная комиссия могла написать отчет еще до того, как выборы состоялись. Собственно говоря, история с информацией о количестве избирателей в Карелии, которая была озвучена на 15:30, а относилась к 17 и к 19 часам, то есть заранее знали, сколько там должно появиться, это лишь один наглядный пример.

Андрей Шарый : Олег Николаевич, скажите, уже понятно, что Компартия собирается со всем этим делать, с этой массой нарушений, с попыткой организовать сеть наблюдений на избирательных участках, там были нарушения против ваших наблюдателей (это известно по данным, которые у нас есть)? Вот анекдоты, которые мы с вами рассказываем в эфире, это единственное чем можно бороться, или какая-то стратегия будет у Компартии?

Олег Смолин : Разумеется, Компартия будет делать ровно то же самое, что делала после выборов в 2003 и 2004 годов, кстати, это делала совместно с "яблочниками". Я имею в виду массовые судебные обращения, кстати, которые дошли уже до Страсбургского суда, но не к чести Европы, надо сказать, что и там не очень спешат разбираться с российской политической ситуацией, поскольку нефть и газ намного важнее, чем демократические ценности, когда дело доходит до практического выбора. Поэтому, что сможем, обязательно будем делать. Другое дело, что и судебная система в современной России, мягко говоря, абсолютно не зависит от правосудия.

Андрей Шарый: В прямом эфире у нас Любовь Чижова. Она работает сегодня в избирательном штабе кандидата в президенты России от Либерально-демократической партии Владимира Жириновского.

Любовь Чижова : Пресс-конференция Владимира Жириновского еще продолжается, но первая реакция лидера ЛДПР на итоги выборов - он ими не доволен.

Андрей Шарый: Владимир Вольфович, ваша первая реакция на итоги, которые объявили только что.

Владимир Жириновский: Отрицательная реакция.

Андрей Шарый: И что вы будете делать теперь?

Владимир Жириновский: Ничего. А что мы можем сделать? Вы не знаете, вы в другой стране живете?

Андрей Шарый: Нет, я-то прекрасно знаю.

Владимир Жириновский: Дальше - ждать, дальше - смотреть. Вы нам эту свободу навязали.

Андрей Шарый: Почему вы так считаете?

Владимир Жириновский: Радиостанция Свобода... Вот такую свободу мы получили. А мою свободу вы не хотите, вам нужна свобода такая, ельцинская.

Андрей Шарый: Что же нас-то критикуете? Это вы сидите уже 20 лет в Государственной Думе. Что же вы не смогли избраться президентом?

Владимир Жириновский: Мы ничего не можем принять в Государственной Думе.

Андрей Шарый: Владимир Вольфович, вы обещали 100 метров до кремлевской стены... В пятницу говорили.

Владимир Жириновский: Да, да.

Андрей Шарый: Что ж не прыгнули-то?

Владимир Жириновский: Что делать, если народу не дают возможность выразить свою волю. Не пускают на участки проголосовать. Я что должен делать - войска посылать? Я же в оппозиции.

Андрей Шарый: Что вы собираетесь теперь делать? Будете ли вы судиться против этих итогов выборов?

Владимир Жириновский: Подаем в суды - дальше ничего не идет. В ЦИК подаем, в прокуратуру подаем, президенту говорим. Вы все прекрасно это знаете. Также делали демократы - "Яблоко", коммунисты. Они даже в Страсбурге жаловались. Вы сами, радиостанция Свобода, знаете, что Европе это выгодно. Ей выгодно руководство страны, которое знает, что оно получило не те результаты, о которых объявило. Хорошо в кабинете разговаривать.

Андрей Шарый: А вы осмелитесь критиковать нового президента? Вы с Дмитрием Медведевым какие будете отношения поддерживать?

Владимир Жириновский: Мы критиковали всех - и Горбачева, и Ельцина, и Путина, и Медведева. Также будем критиковать... Вам просто не сообщают. Вы откройте стенограммы. Я вам дам стенограммы с заседания Государственной Думы. Мы критикуем. Вот я сейчас стою и говорю, но они же ничего не передадут. Они все запишут сейчас, уедут на свои телерадиоканалы, а в эфир ничего не выйдет, ничего не выйдет. И вам будут каждый час по всем каналам давать позицию Чурова и нужных политологов - Никонов, Павловский и другие. Я говорю 20 лет, а вы меня упрекаете, что я не защищаю. В эфир же ничего не выдаете вы.

Андрей Шарый: Мы в эфир даем вашу точку зрения исчерпывающе.

У нас на очереди штаб-квартира кандидата в президенты России Андрея Богданова. Там работает Мумин Шакиров.

Мумин, добрый вечер! Что там происходит?

Мумин Шакиров : Добрый вечер. Только что закончилась пресс-конференция с участием Андрея Богданова. Он поделился своими впечатлениями. Я вам должен сказать, что он очень доволен этим результатом, и считает, что это только начало, потому что это Дальний Восток. Он считает, что по направлению Запада количество процентов увеличится.

Еще одна очень важная деталь. Кто из журналистов спросил - не собирается ли он опротестовывать решение? Есть ли у него какие-то претензии к предвыборной кампании? Он сказал, что никаких претензий нет, все остается по-прежнему. В дальнейшем он собирается работать в этом же направлении. Я хочу сейчас передать трубку Вячеславу Николаевичу Смирнову, одному из лидеров Демократической партии России. Сейчас он тоже поделится своими впечатлениями.

Андрей Шарый: Вячеслав Николаевич, добрый вечер!

Вячеслав Смирнов: Добрый вечер!

Андрей Шарый: Вы в эфире Радио Свобода, пожалуйста.

Вячеслав Смирнов: У нас штаб и вся команда, во-первых, очень рада результатам голосования. Оказалось, что у вымученного персонажа, как иногда называли нашего кандидата в России, оказалось больше миллиона человек. Мы благодарны всем тем, кто проголосовал за нас. Мы считаем, что для начала это очень хороший результат. Это очень хороший старт - 1,5 процента - это более 1 миллиона 100 тысяч голосов. Мы улучшили свои показатели по выборам в Государственную Думу более чем в 12 раз.

Андрей Шарый: Вячеслав Николаевич, вот вашу партию обвиняют в том, что вы выращены в кремлевской пробирке. У вас есть чем обороняться от таких позиций? Говорят, что специально вас создали для того, чтобы не пустить Касьянова на выборы.

Вячеслав Смирнов: Сложный вопрос. Понимаете, в мае ДПР исполняется 18 лет. И Богданов, и я, в том числе, 18 лет назад учреждали эту партию. Кремлевских микробиологов тогда еще не было даже в проектах политических, в том числе и Касьянова. Он тогда где-то работал в Госплане.

Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, какую позицию ваша партия и уже бывший теперь кандидат в президенты, будет занимать по отношению к новому президенту (скажем уже так, потому что ясно, что избран Дмитрий Медведев) Дмитрию Медведеву?

Вячеслав Смирнов: В первую очередь, это будет зависеть от политики Дмитрия Медведева. У нас есть свои европейские ориентиры. А идея национализована в европейское законодательство, на движение в сторону Запада, в сторону Европы и в сторону либерально-консервативной идеологии. Если такие тенденции будут сохраняться, мы их поддержим. Но мы все равно остаемся в оппозиции по той причине, что любая партия, любой кандидат, любой политик, который не берет на себя ответственность власти, и входит в правительство - он оппозиционен.

Андрей Шарый: Спасибо, Вячеслав.

XS
SM
MD
LG