Ссылки для упрощенного доступа

Старый и новый президенты на телеэкране


Владимир Путин и Дмитрий Медведев
Владимир Путин и Дмитрий Медведев

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева.

Андрей Шарый: Обычно в это время часа мы говорим о проблемах средств массовой информации. Владимир Путин и Дмитрий Медведев на телеэкранах и в общественном сознании россиян в ночь выборов, такую заявлю сейчас тему. Поговорим подробнее о явлении двух президентов зрителям концерта "Вперед, Россия!" на Красной площади под выступление патриотической рок-группы "Любэ". Эту сцену видела вся страна на телеэкранах.

Анна Качкаева, наш телекритик, в студии. Добрый вечер, Анна. Это, бесспорно, эмоциональный телевизионный центр воскресного вечера. Как вы оцениваете режиссуру, драматургию, исполнение?

Анна Качкаева: В звуковом исполнении это не менее впечатляет, чем и в визуальном. Потому что наши слушатели могли, может быть, не видеть, правда, каналы потом несколько раз это все повторили, как замечательно эти две звезды, эта замечательная пара, выходя из ворот Спасской башни, двигалась к Васильевскому спуску, к тем фанатам и фанаткам, которые не замерзли, а с удовольствием приветствовали своих кумиров. Абсолютно западное, эмоциональное, яркое, вменяемое в этом контексте зрелище кода, которое и должно было символизировать все то, что, в общем, происходило в течение дня. Потому что отсутствие реальной конкуренции, вопросов, ответов и так далее, телевидение сделало все, чтобы подогревать эту обстановку. И в новостях каждый час нам говорили, прямо сердце билось, бегущая строка и маленькое лого на НТВ периодически возникало, проголосовали 20 процентов, 30 процентов, 40 процентов. Особенно меня, конечно, радовало прекрасное обращение к гражданам, такая застывшая заставка: 2 марта - день весны. Ну, собственно, Дмитрий Анатольевич с этого и начал свое обращение к журналистам, он так сказал: "Ну, весна...".

Андрей Шарый: Что-то вы с иронией обо всем этом говорите. Вы упомянули слово "код" и слово "типаж". Это был типаж телевизионный двух немногословных мужчин, уставших немного, сделавших тяжелую, важную общественную работу.

Анна Качкаева: Безусловно. Они так шли, в сознании граждан должны были олицетворять собой абсолютную команду. С этого начинался весь предвыборный, телевизионный главным образом марафон, они так шли на эту камеру в течение всего месяца, как в короле ринга, целенаправленно, напористо, энергично, похожими походками, только к походке напористой вперед, путинской, такой, чуть-чуть военной выправки, добавилась чуть-чуть такая утиная походочка Дмитрия Анатольевича. Во всем этом, конечно же, есть направление, энергия, жизнеутверждение. Не случайно слоган "Россия, вперед" был выбран для преемника главным. И в пятницу все сделали для того на телевидении, чтобы никто не забыл, кто же должен олицетворять собой главный победительный приз в этой кампании.

Андрей Шарый: Мне показалось (я, правда, не смотрел, только по деталям, поскольку занят был своими эфирами), что все-таки тональность ток-шоу, которое показывали вчера и на Первом канале, и по НТВ особенно, она несколько отличалась, в думской кампании все-таки были чуть-чуть посвободнее эксперты.

Анна Качкаева: На Первом канале были традиционно-ритуальные, я бы сказала, консервативно, на втором канале вполне державно-предсказуемы, потому что и набор людей там был от губернаторов до президентов национальных республик и комментирующих все это политологов. На НТВ, как всегда, было чуть больше живости, там даже появились журналисты и в конце уже вечернего эфира даже зазвучали слова, которых можно было бы ждать пару месяцев назад, о необходимости участвовать в дебатах, например, о необходимости иметь оппозиционные СМИ для того, чтобы была как раз та самая конкуренция и разнообразие, о том, что плохо, когда телевидение так встроено в вертикаль власти. Но я думаю, что это такая была уже форточка, когда выдохнули, когда уже все хорошо и, в общем, не надо уже особенно ни по поводу чего переживать.

Андрей Шарый: Вернусь еще к вопросу о кодах и к вопросу о типажах. На сцене кремлевской, во всех ее значениях, Дмитрий Медведев - это мальчик рядом с матерым волкодавом, Путиным, это хороший ученик и будущий лидер? Вот судя по тому, что вчера, все-таки вчера было знаковое выступление на сцене на Васильевском спуске.

Анна Качкаева: Мы видели, как за этот месяц Дмитрий Медведев, во всяком случае, в своем визуальном образе, преуспел все-таки. Два года не все у него получалось, а вот этот месяц публичности активной и встраивание его в этот контекст, конечно же, сделали свое дело и, в общем, он уже не боится так толпы, как ее, может быть, несколько опасался всего месяц назад. Он не боится массы, он как-то пытается приспособиться. У него не всегда получается, он еще немножко стесняется, не очень понимает, как реагировать, это было заметно по кэвээновской игре, когда его пародировали и обращались к нему из зала. Он пока этот пинг-понг публичности не отыгрывает, в отличие от Владимира Путина, который вчера продемонстрировал умение работать с такой технологией публичности, когда тут же, в отличие от не очень ярких слов Медведева, обратился к толпе совершенно живым и человеческим: "Вы замерзли? Вы даете мне минутку?" И конечно вызвал ответную реакцию, естественно, скандирование, Путин, Путин, а не Медведев.

Я не могу сказать, он безусловный ученик и Путина в том числе. Но у Путина, честно говоря, с самого начала было вот это органическое чутье и он очень быстро, конечно, учился у тех, кто ему советовал и выстраивал сценарий, имидж, но он очень многое использовал сам. Пока я не могу сказать этого о Медведеве, он не выработал пока своего публичного стиля, и ему очень непросто даются вот эти слова. Он технологичен. У него очень грамотная речь, это было вчера заметно в штабе. Смотрите, в камерной обстановке в час ночи, когда он сидел вместе с журналистами, ему комфортнее, проще, он не должен, как трибун, куда-то вести, призывать. Он не привык к такой, если угодно, дворовой лексике.

Андрей Шарый: Я бы сказал, к стилистике группы "Любэ".

Анна Качкаева: Да, он все-таки выпадает из этого ряда. Поэтому, каким будет, но он все равно должен даже в этой технологичности нащупать свой язык.

Андрей Шарый: Он специально копирует, заметно копирует Владимира Путина или это просто?

Анна Качкаева: И первое, и второе. Во-первых, не надо забывать, что люди почти 20 лет вместе работают, причем молодой человек рядом с более старшим человеком, которого он, безусловно, уважает, и который для него многое сделал, практически создал ему судьбу. Конечно же, я думаю, что ему и советуют это делать, потому что уж слишком успешен образ Владимира Путина для страны в минувшие восемь лет.

XS
SM
MD
LG