Ссылки для упрощенного доступа

Нужен ли Европе «дорогой» Евро?


Ирина Лагунина: Один евро стоит уже больше полутора долларов, и его курс продолжает расти. «Слабый» доллар не только удорожает нефть, но и укрепляет американский экспорт. «Дорогой» евро, с одной стороны, сдерживает рост цен в Европе, но с другой, - подрывает её экспорт. Баланс двух валют уже вскоре начнет меняться, прогнозируют европейские эксперты. Об этом - в материале Сергея Сенинского...



Сергей Сенинский: . .. Всего полтора года назад многие европейские эксперты считали «критическим» уровень 1,4 доллара за евро. В том смысле, что «до» этого – еще терпимо, а если больше, то такой курс однозначно подорвет европейский экспорт. Что это значит? Во многих странах Европы на долю экспорта приходится 30, 40 и даже 50% общего объема экономики, хотя его значительную часть и составляет экспорт в другие европейские страны.


Для сравнения: в США экспорт составляет не более 11-12% общего объема ВВП. Все остальные производимые в стране товары и оказываемые услуги поглощает огромный внутренний рынок.


Нынешний обменный курс двух валют – 1,53 доллара за один евро. И европейский экспорт действительно сократился, хотя пока и не столь значительно, как опасались ране. Получается, новый «критический» для европейской экономики барьер этого курса теперь – значительно выше? 1,60 или даже 1,70? Наш первый собеседник – в Мюнхене – директор исследовательского института IFO Гернот Нерб, к которому обратился наш корреспондент Александр Маннхайм:



Геронт Нерб: «Критический» уровень курса трудно определить конкретно, так как ситуация и факторы постоянно меняются. Безусловно, для каких-то европейских фирм некий «критический потолок» - уже достигнут, и он разорил их окончательно. Но многие другие компании, как выясняется, вполне смогут пережить и даже более высокий курс евро.


В целом, не возникает сомнений, что сегодня доллар котируется гораздо ниже его реальной стоимости, в то время как курс евро, наоборот, однозначно завышен. Но с этим нам придется еще какое-то время жить...



Сергей Сенинский: В целом, с момента своего появления в 1999 году, европейская валюта подорожала по отношению к доллару более чем на 30%. А с октября 2000 года, когда её курс был минимальным, и один евро стоил всего 82 американских цента, рост составил 84%.


Только в течение 2007 года курс евро к доллару повысился на 16% и продолжает расти. Из Мадрида – эксперт министерства финансов Испании Франсиско


Мартинес Алкала, с которым беседовал наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий:



Франсиско Мартинес Алкала: Я бы не говорил о критических барьерах... Все зависит от состояния американской экономики. Я не думаю, что свободное падение доллара продолжится - ведь реальное положение в американской экономике вовсе не такое уж тревожное...


Кстати, и в Европе «дорогой» евро тоже никому не нужен. Вспомним хотя бы, какие трудности испытывает сейчас тот же Airbus со сбытом своей продукции...



Сергей Сенинский: В Европе сейчас – рекордные за все последние годы темпы инфляции: 3,2% в годовом исчислении, хотя Европейский центральный банк считает максимально допустимым рост цен в 2%.


Однако еще больший их рост во многом сдерживается именно «дорожающей» европейской валютой – благодаря ей, импорт в Европу становится более дешевым - нефти, прежде всего. По сути, «дорогой» евро выполняет часть функций Европейского центрального банка, позволяя ему, даже при высокой инфляции, не повышать процентные ставки по кредитам. Чем они выше, тем кредиты становятся дороже, а это еще больше снизило бы и без того замедлившиеся темпы экономического роста в Европе.


Из Берлина – сотрудник Немецкого института мировой экономики Кристиан Дрегер:



Кристиан Дрегер: Европейский банк мог бы, конечно, сдерживать инфляцию, повышая процентные ставки. Но тогда разница между ставками в США и Европе только увеличится, а доллар, в свою очередь, окажется под еще большим давлением, чем даже сейчас. В результате вновь пострадает европейский экспорт в США. То есть любые меры снижения инфляции в Европе неминуемо привели бы к еще большему росту курса евро.


Однако следует иметь в виду, что факторы, которые сегодня подстегивают рост цен, постепенно утрачивают свою значимость. Мы, например, исходим из того, что цены на автомобильное топливо уже в этом году снизятся – просто потому, что темпы роста всей мировой экономики значительно замедлились. Да, рост цены на продукты питания еще некоторое время продолжится, но и эта тенденция - уже на исходе. Судя по всему, во второй половине года темпы инфляции в Европе все же снизятся...



Сергей Сенинский: Темпы роста европейских экономик резко замедлились в последние месяцы, и от Европейского центрального банка теперь все настойчивее требуют снижения ставок. Но, если начать снижать ставки, то для сдерживания новой волны инфляции курс евро к доллару, получается, должен быть еще выше? Например, нынешний руководитель Международного валютного фонда, в прошлом – министр финансов Франции, Доминик Стросс-Канн считает, что Европейский центральный банк недостаточно эффективно борется с инфляцией. Из Мюнхена – Гернот Нерб, директор института IFO:



Геронт Нерб: Европейский банк действительно оказался перед дилеммой - что делать? На мой взгляд, ему давно уже следовало снизить процентные ставки, ибо, как вы правильно отметили, «дорогой» евро частично тормозит инфляцию в Европе. А снижение ставок, несомненно, стимулировало бы европейскую экономику.


Кстати, я не вполне согласен, что Европейский центральный банк недостаточно эффективно борется с инфляцией. Ведь здесь следует иметь в виду не только динамику самих цен, но и ситуацию на рынке труда, и реальную экономику. С другой стороны, я согласен с тем, что инфляция в Европе достигла критических уровней, и требуются срочные меры, чтобы сдержать дальнейший рост цен. А достичь этого, с учетом «дорогого» евро, можно правильной политикой процентных ставок...



Сергей Сенинский: Разные страны Европы в разной степени оказались затронутыми нынешним общеевропейским замедлением темпов экономического роста. Например, объемы промышленного производства в Германии или Франции почти не изменились за последние три месяца, а в Испании, Италии и Ирландии, наоборот, сокращаются третий месяц подряд. Причем больше других – в Испании.


Это замедление связано с прошлогодним кризисом в национальной строительной индустрии (то есть – внутренними причинами) или со снижением конкурентоспособности испанских товаров на не-европейских рынках из-за дорого евро? Из Мадрида – эксперт Министерства финансов Испании Франсиско Мартинес Алкала:



Франсиско Мартинес Алкала: Причин – несколько, и все они внутренние. Испанские банки, например, переживают сейчас ипотечный кризис, как и многие банки в Соединенных Штатах. У них просто не хватает денег. Получить в банке новый кредит стало гораздо труднее, чем было еще недавно, а порой и просто невозможно.


Кроме того, испанские банки перестают выдавать новые кредиты строительным компаниям, и те – просто закрываются. Наконец, сам рынок жилья в Испании перенасыщен. Так что основные причины нынешнего застоя – внутренние: строительная индустрия, которая в течение десяти последних лет являлась «локомотивом» всей испанской экономики, теперь резко сбавила обороты...



Сергей Сенинский: Вопрос – ко всем нашим собеседникам. Многие трейдеры и аналитики валютных рынков сегодня прогнозируют, что уже к лету курс евро к доллару может снизиться до уровня 1,30 -1,35. Вам лично насколько правдоподобными представляются такие прогнозы? Какие есть для них основания, и какие факторы должны для этого проявиться? Из Берлина – сотрудник Немецкого института мировой экономики Кристиан Дрегер:



Кристиан Дрегер: На наш взгляд, «слабый» доллар стал результатом, главным образом, платежного дефицита американской экономики в целом. Но в динамике обменного курса проявились и различия текущей денежной политики в США и Европе. Если у нас процентные ставки до недавнего времени росли, в США их, наоборот, пришлось снижать, чтобы оживить конъюнктуру.


Кроме того, американская экономика пока менее энергоэффективна, чем европейская, и в большей мере пострадала от высоких цен на нефть. Одновременно Евросоюз все больше экспортирует в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Стремительный рост их экономик положительно сказывается на европейской конъюнктуре.


В целом нынешнее положение американской экономики пока более уязвимо, чем европейской. Соединенным Штатам понадобится еще какое-то время, чтобы преодолеть ипотечный кризис и сбалансировать госбюджет. Поэтому я лично вижу пока мало оснований предполагать, что доллар уже вскоре опять окрепнет...



Сергей Сенинский: Из Мадрида - эксперт Министерства финансов Испании Франсиско Мартинес Алкала:



Франсиско Мартинес Алкала: Здесь трудно делать какие-либо прогнозы... Соединенным Штатам, с одной стороны, даже выгоден дешевый доллар, поскольку это расширяет их экспорт.


Однако в среднесрочной перспективе курс доллара, конечно, пойдет вверх - в этом нет никаких сомнений! Но никто не знает, когда именно это начнется. Американская экономика - очень «эластичная», обладающая огромными возможностями для быстрого восстановления своего потенциала. И как только начнется этот процесс, доллар тут же подорожает. Но, на мой взгляд, вряд ли это произойдет уже к лету – думаю, потребуется больше времени...



Сергей Сенинский: Директор исследовательского института IFO в Мюнхене Гернот Нерб:



Герот Нерб: Наш институт, наряду с другими, исходит из того, что, благодаря росту экспорта, американская экономика вскоре окрепнет, и влияние финансового кризиса будет сокращаться.


Так что я не исключаю, что уже к середине лета курс евро к доллару окажется более реалистичным и остановится где-то между 1,35 и 1,4. Трудно сказать точно, когда это произойдет, но, во всяком случае, во второй половине этого года...



Сергей Сенинский: 6 марта, в день первого выхода этой программы в эфир, Европейский центральный банк решил не менять пока базовую процентную ставку.


В целом повышение ставок способствует замедлению темпов как инфляции, так и роста экономики, поскольку дорожают банковские кредиты. Но при этом становятся более привлекательными инвестиции в эту страну, что, в свою очередь, стимулирует спрос на ее валюту.


И наоборот, снижение ставок стимулирует экономический рост и ускоряет инфляцию, так как банковские кредиты становятся доступнее. Однако вложения в эту страну оказываются уже менее привлекательными для инвесторов, и потому спрос на её валюту сокращается...


XS
SM
MD
LG