Ссылки для упрощенного доступа

Россия вышла из режима санкций СНГ в отношении Абхазии


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе.



Алексей Кузнецов: Россия устанавливает с Абхазией торгово-экономические, финансовые и транспортные связи по государственной линии и больше не соблюдает запрет, установленный советом глав государств СНГ 12 лет назад. Грузия считает такие действия России экономической аннексией части своей территории.



Георгий Кобаладзе: Бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, возглавлявший страну во время кровопролитной войны в Абхазии 1992-1993 годов, неоднократно говорил, что решение Алма-атинского саммита глав государств СНГ о недопустимости сотрудничества на государственном уровне с властями непризнанной республики Абхазия - это огромный успех его дипломатии и результат компромисса с Россией.


Вместе с тем, следует тут же отметить, что запрет касался лишь государственных структур и не распространялся на частные коммерческие структуры, которые все эти годы активно сотрудничали с абхазскими властями. Особенно с конца 90-х годов прошлого века, когда в результате обострения российско-грузинских отношений в связи со второй чеченской войной и ситуацией вокруг Панкисского ущелья Москва открыла российско-абхазскую границу и начала выдавать жителям Абхазии российские паспорта. Более того, Россия возобновила железнодорожное движение по маршруту Сочи-Сухуми.


При этом российские официальные лица настаивали на том, что тем самым режим санкций СНГ в отношении Абхазии не нарушается, поскольку железнодорожное движение осуществляется частными перевозчиками.


Многие считали решение саммита СНГ пустой формальностью, но даже если торгово-экономические связи и осуществлялись через - формально - частные компании, всё-таки для Грузии был очень важен именно международно-политико-правовой аспект санкций, поскольку тем самым хотя бы формально признавалась территориальная целостность Грузии. Именно поэтому решение Российской Федерации выйти из соглашения СНГ о запрете на торгово-экономические, финансовые и иные связи с Абхазией вызвало в Тбилиси бурную реакцию. Причём государственный министр по реинтеграции Тимур Иакобашвили заявил в эксклюзивном интервью по телефону Радио Свобода, что не согласен с мнением, что якобы санкции не работали и выход России - лишь формальность.



Тимур Иакобашвили: Никто не говорит, что санкции не работали. Создавался такой фон, что санкции не работают. Я хочу подчеркнуть, что 95 процентов санкций, которые упоминаются, носили не экономический, а военный характер. Речь шла о военном сотрудничестве и военном оборудовании. Если из этого Россия выходит, то она уже ставит под большой вопрос свой статус страны, которая может принимать участие в разрешении этого конфликта. В таком формате Россия уже поставила себя автоматически вне закона, как посредник.



Георгий Кобаладзе: Тимур Иакобашвили не исключил, что Грузия в ответ на решение России может потребовать вывода российских миротворцев из зоны конфликта. А министр иностранных дел Давид Бакрадзе находящийся в Брюсселе для переговоров о вступлении Грузии в НАТО, заявил, что "это очень опасное решение, способное создать угрозу для мира и безопасности в регионе. Мы намерены обратиться за помощью и поддержкой к государственному секретарю США».


XS
SM
MD
LG