Ссылки для упрощенного доступа

Смерть французской культуры. Насколько преувеличены слухи


Антуан де Бек «Упадок французской культуры: причины провала»
Антуан де Бек «Упадок французской культуры: причины провала»

В ноябре прошлого года в журнале Time появилась статья «Смерть французской культуры». Автор статьи, американец Дональд Моррисон, заявил, что французская культура стала жертвой чрезмерной опеки со стороны государства, что она потеряла способность адаптироваться к мировому спросу. «Французская культура больше не может себя экспортировать» — таков был диагноз американского журналиста. Во Франции его слова у многих вызвали негодование. «Как могут американцы, о малограмотности которых ходят легенды, рассуждать о нашей культуре?» — возмущались представители французской элиты.


Однако недавно во французских книжных магазинах появилась сразу привлекшая общее внимание книга под названием «Упадок французской культуры: причины провала», написанная французским автором. Антуан де Бек, историк и журналист, написавший книгу с таким провокационным названием, пришел к выводам, сходным с теми, что сделал американец (Antoine de Baecque. Crises dans la culture française). Однако причины упадка французской культуры они называют разные. В своей работе де Бек показывает, что культурная политика была неверной не только в последние двадцать-тридцать лет, по его словам, она была такой на протяжении трех веков. «Сегодня очень многие люди, работающие в индустрии культуры, — говорит Антуан де Бек, — разделяют мнение, что она чувствует себя плохо. И приход к власти Николя Саркози ей на пользу явно не пойдет. Ясно, что государственные субсидии сократятся. Вместе с тем, упадок французской культуры — феномен не новый. Это парадоксально, ведь Франция всегда тратила на свою культурную политику много денег. Основателем этой традиции был еще Людовик XIV, который покровительствовал искусствам, финансируя музыкантов, драматургов и поэтов. Моя книга — это экскурс в историю с целью найти причины проявления последовательных кризисов французской культуры».


В отличие от Дональда Морисона, Антуан де Бек не считает государственную поддержку деятелям культуры вредной и неправильной. Вместе с тем он признает, что колоссальные затраты, на которые пошли последние социалистические правительства Франции, плодов не принесли: «Я понимаю работников Министерства культуры, которые протестуют против реформ Николя Саркози, в первую очередь против сокращения персонала. С другой стороны, реформы Саркози в этой области — это ответ не неудачную политику его предшественников, которым так и не удалось сделать культуру более демократичной и доступной. Когда социалист Жак Ланг был министром культуры в 80-е, он утроил бюджет своего министерства. Но, увы, число посетителей театров, музеев, библиотек и так далее почти не изменилось».


Как мы узнаем из книги Антуана де Бека, каждый взрослый француз из трех не прочитывает за год ни одной книги. Для сравнения, в США таких «не читающих взрослых» — около сорока процентов. Многим статистика, приводимая де Беком, кажется удручающей: «Да, это печальная констатация и доказательство провала политики Ланга и его массовых инвестиций, — говорит Антуан де Бек. — Собственно, та же констатация была сделана уже в 60-е: редкий рабочий заходил в построенные для него дворцы культуры. Это поставило под вопрос политику великого Андре Мальро, министра культуры в правительстве де Голля. В мае 1968-го бунтующая молодежь бросила правительству в лицо его неспособность демократизировать культуру. Мальро, личность удивительная, имел некую, почти мистическую, веру в народ. Он считал, что народ обязательно потянется к культуре, если открыть ему к ней доступ. Но, как показали социологические опросы, этого не произошло. То же самое поражение потерпел в 70-е и Жан Вилар, директор Авиньонского фестиваля, настоявший на увеличении бюджета. Это значит, что демократизировать культуру удается только до известного уровня, привить вкус к ней широким массам ни у кого не получается».


— Как же объяснить это феномен? Почему в условиях, когда доступ к благам культуры максимально упрощен, пользуются ими лишь некоторые?
— Я думаю, что культурная политика зашла в тупик потому, что она плохо прививалась в школе. Во Франции культура всегда была на ножах с образованием, такой конфликт между образовательными и культурными учреждениями идет со времен Третьей республики. Тогда главной задачей было сделать школу массовой, а ценности культуры считалась буржуазными, оставаясь уделом элит, культура не казалась нужной для образования простого народа. И так продолжалось десятилетиями: культурная политика всегда творилась вне школы. Изменить ситуацию попробовал уже упомянутый мной Жак Ланг, он решил сделать школу тем местом, где детям прививают вкус к ценностям культуры. Но чтобы такая реформа удалась, должны пройти десятилетия... Теперь же, когда у власти правые либералы, все вернется на круги своя. Французская культура в упадке потому, что система образования культуру в свою программу так никогда и не интегрировала.


Антуан де Бек «Упадок французской культуры: причины провала»


XS
SM
MD
LG