Ссылки для упрощенного доступа

Европейский университет в Петербурге уже месяц не может возобновить свою деятельность


Татьяна Вольтская
Татьяна Вольтская

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: Продолжаем следить за судьбой петербургского Европейского университета, который вот уже месяц не может возобновить свою деятельность. В нескольких учреждениях вузу отказали в аренде помещений, и сегодня решался вопрос, могут ли быть занятия возобновлены в стенах Дома культуры Ленсовета, однако и это пока неизвестно.

Татьяна Вольтская: Ситуация с Европейским университетом, чья деятельность была приостановлена 8 февраля из-за несоответствия нормам пожарной безопасности, не сдвинулась с мертвой точки. Недавно вроде бы блеснул луч надежды: пока в здании на Гагаринской улице в спешном порядке ликвидируются недочеты, указанные пожарными, учебному заведению было разрешено возобновить занятия на арендованных помещениях. При этом глава комитета по науке и высшей школе Александр Викторов заявил, что лицензию для работы во временных помещениях вузу могут выдать в течение трех дней. Но оказалось, что все не так-то просто. То есть настолько непросто, что Александр Викторов дал специальный брифинг, чтобы разъяснить ситуацию.

Александр Викторов: Особенность Европейского университета заключается в том, что это небольшое учебное заведение, которое занимает небольшое здание – четыре с небольшим тысячи квадратных метров. Предписание выписано на все помещения этого здания. В данном случае приостановлена деятельность университета. Николай Борисович Вахтин, ректор университета, правильную позицию занял - он оперативно организовал работу по устранению претензий пожарных, достаточно динамично продвигаются работы. Параллельно в прошлую пятницу я получил от Николая Борисовича заявление с просьбой провести лицензирование дополнительное на площади, которые они арендовали вот сейчас в ДК имени Ленсовета. Я тут же издал распоряжение, комиссия готова приступить к работе. Я на всю эту ситуацию смотрю с оптимизмом. Я думаю, что в самое ближайшее время Европейский университет в Санкт-Петербурге решит свои проблемы.

Татьяна Вольтская: Пришел на брифинг и ректор Европейского университета Николай Вахтин, как слушатель, инкогнито, которое, правда, тут же было раскрыто. Поэтому в кулуарах он смог пояснить, что, кроме готовности Александра Викторова дать лицензию на преподавание в ДК Ленсовета в три дня, требуется еще парочка документов.

Николай Вахтин: Заключение пожарной инспекции и заключение СЭС. У учреждения этих документов никогда не было и нет, они по-другому как-то лицензируются. Фактически представить эти документы означает, что мы должны просить ДК Ленсовета лицензироваться под учебный процесс, что, как вы понимаете, невозможно.

Татьяна Вольтская: Неужели нет учебных заведений, которые бы сдали вам помещение?

Николай Вахтин: Нам не удалось найти.

Татьяна Вольтская: Зато известно, что многие отказали. Что касается Александра Викторова, то он не советовал слушателям Европейского университета продолжать уличные акции в его поддержку, замечая, что с пожарными не стоит объясняться с помощью митингов. Но ведь вряд ли все идеально в других вузах. Почему все-таки жертвой пожарных стал именно Европейский университет?

Александр Викторов: Из года в год степень соблюдения законов повышается. Впервые не в Петербурге, а в другом регионе России пожарный инспектор, который регулярно подписывал положительные заключения, привлечен к уголовной ответственности за жертвы, которые произошли на одой из территорий России. То есть пожарных инспекторов начали наказывать за формальные акты.

Татьяна Вольтская: Еще один волнующий момент состоит в том, что среди претензий пожарных есть и такие, которые относятся к конструктивным особенностям старинного здания. Например, ширина коридоров. Неужели все коридоры во всех вузах или, например, старинных театрах пожарных удовлетворяют?

Александр Викторов: Ничего страшного в этом нет. Во-первых, ни одно учебное заведение не находится в здании с такими узкими коридорами. Второе, то, что касается узких коридоров, вопрос решается очень просто – уменьшением контингента обучающихся.

Татьяна Вольтская: Все это хорошо, вот только Александр Викторов привел нормы, по которым получается странная картина – на 124 слушателя и аспиранта Европейского университета приходится чуть ли не в четыре раза больше квадратных метров, чем требуется. В чем же тогда дело? Судя по всему, не понял этого и ректор Николай Вахтин.

Николай Вахтин: Убейте меня, не могу понять, какой именно коридор он имел в виду. У нас их много, они очень разные.

Татьяна Вольтская: Восемь бригад трудятся днем, ночью и по выходным, устраняя все, что не понравилось пожарным. Работы объемные и дорогие.

Николай Вахтин: Некоторые очень объемные, некоторые требуют не столько объема, сколько времени на согласование и некоторые из них просто невыполнимы, поскольку касаются именно охраняемых элементов здания. Как мне сказала позавчера Дементьева, это мы вам сделать не дадим, там по одному поводу. Мы говорим: а как же пожарники? Не знаем, мы не дадим.

Татьяна Вольтская: То есть даже после героического преодоления всех сказочно трудных задач в очередном чиновничьем коридоре вполне можно будет упереться в какую-нибудь окончательную непреодолимую невозможность, ту, которую те же пожарные, между прочим, не видели в упор десять предыдущих лет.

Александр Викторов: Совершенно очевидно и без подсказки пожарных было, что в здании, занимаемом Европейским университетом, есть проблемы, это вопрос ответственности руководителей.

Татьяна Вольтская: То есть сегодняшний ректор вуза должен работать на опережение и не только выполнять, но и предугадывать будущие санкции пожарных и прочих инстанций, столь же грозных и неотвратимых, как рок.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG