Ссылки для упрощенного доступа

Портрет музыкального авангардиста Яниса Ксенакиса




Иван Толстой: В Лондоне, в концертном зале «Роял фестивал холл» 13 марта состоится концерт под названием «Портрет Яниса Ксенакиса», на котором прозвучит музыка одного из классиков европейского музыкального авангарда, греко-французского композитора Яниса Ксенакиса. Рассказывает музыковед Ефим Барбан, встречавшийся с композитором.



Ефим Барбан: В мае этого года Янису Ксенакису исполнилось бы 86 лет - он скончался в феврале 2001 года. Однако музыка его продолжает звучать в европейских концертных залах. Заметным событием лондонского музыкального сезона стал концерт в «Роял фестивал холле», на котором Лондонский филармонический оркестр под руководством Диего Массона исполняет две обширные оркестровые композиции Ксенакиса – «Анакториа» и «Таллейн». Концерт, названный «Портрет Яниса Ксенакиса», привлек внимание лондонских меломанов к музыкальному наследию одного из основоположников европейского музыкального авангарда. Обычно энциклопедии и словари именуют Ксенакиса греческим композитором. Он действительно родился в Греции и первые 25 лет жизни прожил там. Однако последующие 53 года композитор жил в Париже, став французским гражданином. Так что точнее было бы называть его французским композитором греческого происхождения. Чаще всего имя Ксенакиса упоминают в одном ряду с именами Пьера Булеза, Лучано Берио, Карлхайнца Штокхаузена, Ганса-Вернера Хенце. В музыкальную историю он вошел как создатель так называемой стохастической (то есть вероятностной) музыки, которая явилась результатом музыкальной формализации разного рода математических и физических моделей. Знакомясь с произведениями Ксенакиса, невольно вспоминаешь афоризм Пифагора, утверждавшего, что все вещи суть числа. Произведения Ксенакиса тоже суть числа. Партитуры его сочинений – это музыкальные разработки математических формул, по которым производится выбор фактурных элементов музыки.



Встретившись с Янисом Ксенакисом незадолго до его кончины в Лондоне, я спросил его, что побудило его использовать для сочинения музыки положения теории вероятности и математические законы.



Янис Ксенакис: Тот факт, что я использую некоторые новые научные техники сочинения, связан с моей принадлежностью именно нашей эпохе. Дело в том, что музыке всегда были свойственны математические методы, даже если композиторы и не всегда это осознавали. Когда вы, к примеру, используете изобретенный еще в эпоху Ренессанса метод создания музыки, состоящий в проигрывании мелодического отрезка, его ракоходного повторения, а затем инверсии первоначального мотива или оборота, то вы имеете дело с тем, что в математике именуют «групповой структурой». Вы здесь имеете дело с математической теорией групп, с математическим понятием. Композиторы, используя этот метод, не осознают его математической природы. В действительности они опередили математиков. Таким образом, между традиционной музыкой и тем, что я делаю, нет никакой пропасти; это попросту новые аспекты традиции. Эти новые техники сочинения в то же время могут быть и являются музыкальными.



Ефим Барбан: Янис Ксенакис не только выдающийся композитор, ученик Оливье Мессиана в Парижской консерватории, но и незаурядный архитектор. Гёте сравнил архитектуру с застывшей музыкой. Архитектура не только помогала Ксенакису сочинять музыку, но и наоборот: музыка нередко служила прообразом его архитектурных идей. Янис Ксенакис поясняет:



Янис Ксенакис: Музыкальный ритм может строиться на основе идеи пропорций. Здесь возникает явная связь музыки и архитектуры, которые сходным образом подходят к решению многих проблем. Могу привести в качестве примера проектирование фасадов монастыря Сан Мари де ля Туретт, над проектом которого я работал совместно с Ле Корбюзье. Тогда я использовал музыкальную технику для создания архитектурного ритма. Другой пример – павильон фирмы «Филипс» на Брюссельской всемирной выставке, который я спроектировал. При его создании я также использовал музыкальный принцип построения формы.



Ефим Барбан: Многие традиционно мыслящие музыканты критикуют вторжение естественных наук и техники в современную музыку. Однако Янис Ксенакис защищает эту тенденцию:



Янис Ксенакис: В современной цивилизации происходит важная глобальная революция. Заключается она во вторжении техники во все сферы человеческой жизни и деятельности – в том числе и в искусство И смехотворно выглядят в наше время утверждения, что мы не нуждаемся в технике для создания музыки и других произведений искусства. Конечно, раздается много критических замечаний на этот счет. Однако в самом начале эпохи индустриализации раздавался не менее трагический плач об исчезновении ремёсел. Но все зависит от целей, которые преследует эта революция, и от ее последствий. Ведь невозможно отрицать, что современная техника соединяет в себе эстетику, интуицию и рациональность. Сейчас это наиболее обогащающее нашу глобальную цивилизацию явление.




Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG