Ссылки для упрощенного доступа

«Дамы в белом» - жены репрессированных на Кубе в защиту своих мужей


Ирина Лагунина: В столице Испании прошла международная конференция под названием «Другая форма строительства мира» с участием женских организаций из разных стран. Она была приурочена к 8 марта. В качестве почетных гостей участницы конференции принимали членов кубинского правозащитного движения «Дамы в белом». Рассказывает наш корреспондент в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Движение «Дамы в белом» возникло в 2003 году. Речь идет о женах, подругах, матерях и сестрах кубинских диссидентов, схваченных режимом Фиделя Кастро пять лет назад – 18 марта 2003 года, и осужденных на длительные сроки по так называемой статье о Защите национальной независимости Кубы. Людям, в основном представителям кубинской интеллигенции, дали по 20 лет тюрьмы за то, что они, якобы, являются «идеологическими наемниками мирового империализма». Из 75 осужденных сейчас за решеткой продолжает оставаться 55 человек, остальных режиму пришлось отпустить под нажимом мировой общественности, - по состоянию здоровья.


Как возникло движение «Дамы в белом»? Рассказывает одна из его основателей Иоланда Васкес:



Иоланда Васкес: Когда мы начали собираться, чтобы вместе ходить на мессу в церковь святой Риты, нас было всего 12 человек. Со временем к нам присоединились другие женщины: как жены лиц, проходивших по делу 75 диссидентов, так и женщины, чьи мужья были осуждены ранее за свои политические убеждения. Любопытно, что сейчас к движению, ставящему задачу освобождение политзаключенных, присоединились кубинки, не имеющие родственников в тюрьме, но сочувствующие нашему делу. И это чрезвычайно важно.



Виктор Черецкий: Дамы в белом собираются раз в неделю, по воскресеньям, в церкви, а потом устраивают молчаливое шествие по улицам Гаваны. Одеты они во все белое, в руках несут цветы. Никаких лозунгов, никаких плакатов, чтобы не провоцировать власти. Плакаты им и не нужны: в кубинской столице итак все знают, что речь идет об участницах движения за освобождение узников совести. Именно благодаря их усилиям и удалось освободить некоторых больных диссидентов – женщины передали данные о них в правительства разных стран и в международные организации, которые оказали давление на кубинский режим. Этот режим не решается посадить Дам в белом, поскольку они широко известны в мире и даже были в 2005 году награждены Европарламентом премией Сахарова - за правозащитную деятельность. Однако, все Дамы в белом находятся под усиленным надзором полиции, как и иностранные журналисты, пытающиеся взять у них интервью. Рассказывает руководитель движения Лаура Поллан.



Лаура Поллан: Мы знаем, что кубинское правительство тратит большие деньги на содержание репрессивного аппарата. У нас следят за всеми, кого власти считают политически неблагонадежными. Мы, как родственницы оппозиционеров, находимся под усиленным контролем. Все, кто пытается связаться нами, тут же попадают в поле зрения госбезопасности - с какой целью то или иное лицо хочет вступить с нами в контакт. Иностранных журналистов, которые берут у нас интервью, обычно задерживают по обвинению в подрывной деятельности: отбирают все видео- и звукозаписи, сажают на несколько суток в специальную тюрьму для иностранцев. Затем их высылают из страны без права в дальнейшем посещать Кубу. Тем не менее, нам порой удается обмануть бдительность агентов спецслужб и встретиться с иностранцами – и журналистами, и представителями различных международных правозащитных организаций – где-нибудь в парке или кафе. У кубинского государства нет денег на молоко детям, нет денег для стариков-пенсионеров, но всегда хватает средств, чтобы преследовать нас и всех тех, кто хочет мира, свободы и демократии для своей страны.



Виктор Черецкий: Лаура Поллан, преподавательница испанского языка и литературы, является супругой известного кубинского диссидента инженера-атомщика Эктора Маседы, приговоренного к 20 годам тюрьмы. 62-летний Маседа, уже находясь за решеткой, написал книгу о своих товарищах-заключенных. Эта книга под названием «Погребенные заживо» переведена на многие языки мира.


Кубинские власти не ограничиваются слежкой за Дамами в белом. Для борьбы с диссидентами, которых по каким-то причинам нельзя запрятать за решетку, они придумали особую форму преследования. Из благонадежных, преданных режиму граждан созданы так называемые Бригады быстрого ответа, которым поручено изображать народный гнев и возмущение по поводу деятельности противников режима, в том числе Дам в белом. Члены бригад подстерегают женщин на улицах Гаваны - оскорбляют и угрожают, а иногда и пускают в ход кулаки. Силы порядка, как правило, зорко следящие за всеми манифестациями Дам в белом, при появлении бойцов бригады быстрого ответа тут же исчезают, чтобы не мешать проявлению «народного гнева»:



Да здравствует Фидель! Да здравствует революция! Долой проклятых предателей, шпионов, диверсантов, наемников империализма! – выкрикивает разъяренная толпа сторонников режима.



Виктор Черецкий: Дамы в белом вполне сознают, что всякий раз, выходя на улицу, подвергаются опасности, однако, не думают прекращать борьбу за освобождение своих близких. Лаура Поллан и ее подруги намерены бороться до конца:



Лаура Поллан: Если нас хотят убить – пусть убивают! Но пока у нас не отняли жизнь, мы будем действовать. Дамы в белом не остановятся в борьбе за свободу узников совести!



Виктор Черецкий: В эти дни участницы движения распространили очередное заявление с требованием немедленно освободить всех политических заключенных на Кубе. Они напомнили, что вина этих людей лишь в том, что они говорили вслух о существующих на Кубе проблемах. «Сегодня, когда власти Кубы сами декларируют реформы, признавая тем самым наличие проблем, о которых в свое время говорили осужденные диссиденты, их дальнейшее пребывание за решеткой противоречит элементарной логике», - заявляют Дамы в белом. И среди обычных кубинцев, не состоящих на идеологической службе у властей, они вызывают все больше симпатий. Иоланда Васкес:



Иоланда Васкес: Дело в том, что все те, кто нас преследует, состоят на службе у властей и делают работу, которая им поручена, но простые люди относятся к нам по-иному. Они симпатизируют Дамам в белом. Когда мы проходим по улицам, многие нам аплодируют, посылают детей, чтобы вручить нам цветы. Так что сочувствие к нам со стороны населения очевидно. Однажды мы опаздывали на службу в церковь, а на автобус, как всегда, была огромная очередь. Мы сказали, что опаздываем и люди расступились, пропустили нас, чтобы мы смогли без очереди сесть на автобус. Безусловно, народ с нами солидарен - с каждым днем все больше и больше.



Виктор Черецкий: Поддержка Дам в белом выражается и в давлении на кубинские власти со стороны демократических государств с целью помочь узникам совести, и в солидарности активистов различных неправительственных организаций. Недавно на Кубе побывала группа женщин из Барселоны. Прибыв в Гавану, они отправились на воскресную мессу вместе с Дамами в белом, а потом, также одетые во все белое, прошли с ними по улицам Гаваны. За это испанки были арестованы и высланы с Кубы. Лаура Поллан:



Лаура Полан: Мы призываем всех, кто хочет помочь нашему делу, проявить с нами солидарность и присоединиться к нашей борьбе. Мы поддерживаем связь со многими правозащитными организациями в мире – и в Соединенных Штатах, и в Европе. Мы знакомим мировую общественность с положением наших близких в кубинских тюрьмах. Особо благодарны мы тем правозащитникам и журналистам, которые приезжают на Кубу, проявляя личную смелость, чтобы встретиться с нами и поддержать нас. Мы считаем, что эти люди вносят свой вклад в дело освобождения нашей родины от диктатуры. Куба – небольшое государство, но у нас, как у любого народа, есть право быть свободными. Для достижения свободы нам необходима солидарность мирового сообщества.



Виктор Черецкий: Считается, что в местах заключения на Кубе находится от 80 до 100 тысяч человек. На острове самый большой процент заключенных на планете по отношению к числу населения страны. Кроме того, на Кубе – 333 узника совести. А всего с 1959 года, когда Фидель Кастро пришел к власти, через тюрьмы и концлагеря прошли более полумиллиона человек; за это же время, по данным кубинской оппозиции, были расстреляны от 15 до 17 тысяч противников режима. Среди оппозиционеров – люди самых различных взглядов – от бывших сторонников режима, разочаровавшиеся в коммунистическом выборе Кастро, до тех, кто никогда не разделял этот выбор. Среди последних – Антонио Диас, лидер кубинских христианских демократов. Рассказывает его жена Жисела Санчес:



Жисела Санчес: Я принадлежу к Дамам в белом. Нас объединило общее горе и несправедливое отношение к нашим мужьям со стороны режима. Мы вместе молимся, чтобы просить у нашей небесной заступницы дать нам силы в борьбе за свободу и жизнь наших мужей. Они содержатся в ужасных условиях, многие из них тяжело больны. И все потому, что они хотели демократических изменений на Кубе. Никто из них даже не пытался прибегнуть к насилию – это люди сугубо мирные. Они лишь защищали свои идеи и думали о благе Кубы. К примеру, мой супруг приговорен к 20 годам тюрьмы за то, что поддержал так называемый проект Варелы. У нас - очень дружная католическая семья: две дочери - 17-ти и 6-ти лет.



Виктор Черецкий: Проект Варелы, разработанный кубинскими демократами в 1998 году, предусматривал проведение на Кубе реформ даже без требования предварительно отстранить от власти деятелей нынешнего режима. Либеральный проект основывался на статье 88-ой кубинской конституции, которая предусматривает, что Национальная ассамблея страны, то есть парламент, обязана рассматривать народные инициативы, в том числе проекты реформ, если под ними стоит подпись не менее 10 тысяч избирателей. Сторонники проекта Варелы собрали 11 тысяч 200 подписей и представили свои предложения в Национальную ассамблею. Но она не стала рассматривать этот документ. А все его авторы были арестованы и приговорены к длительным срокам, как террористы, платные агенты империализма, шпионы, контрреволюционеры и предатели. Репрессии обрушились и на семьи политзаключенных. Говорит старшая дочь Жиселы Санчес - Жаннисет Диас:



Жаннисет Диас: Мне хотелось бы поступить в университет, но меня в него не примут, потому что я дочь политзаключенного. Нам остается лишь молить Бога, чтобы ситуация в нашей стране изменилась. Мы с сестрой уже пять лет не видели отца. Однажды мы поехали к нему всей семьей. 12 часов ехали на автобусе, а потом 8 часов ждали решения тюремного начальства. Сестре было тогда только 4 года. Нас к отцу так и не пустили. Живем мы очень бедно - за счет родственников, потому что маму выгнали с работы, а меня никуда не берут.



Виктор Черецкий: В кубинских тюрьмах и военизированных трудовых лагерях для неблагонадежной молодежи, по сведениям кубинских правозащитников, царит произвол. В последние годы в них погибли от рук тюремщиков не менее 155 человек. Кроме того, 300 заключенных покончили с собой. 200 умерли от болезней, поскольку им умышлено не была оказана медицинская помощь. И это помимо 1200 заключенных, которые скончались в тюрьмах по так называемым «естественным причинам». Впрочем, «естественными» причинами трудно объяснить смерть людей, для которых искусственно в течение долгих лет создавались невыносимые условия жизни. Ана Агилилья, активистка движения Дамы в белом:



Ана Агилилья: Моего мужа зовут Франсиско Чариано Гонсалес. Он правозащитник – руководитель Национального совета по гражданским правам Кубы. Его арестовали 7 мая 1994 года. С тех пор я борюсь за его освобождение. Вина моего мужа в том, что он составлял списки лиц, убитых кубинскими пограничниками при попытке перебраться в Соединенные Штаты. После ареста наша семья подверглась репрессиям. Чтобы как-то выжить, моим сыновьям пришлось иммигрировать. А мне до сих пор не дают возможности работать по специальности в качестве преподавателя английского языка. Что касается моего мужа, то он находится, как особо опасный преступник, в тюрьме строгого режима. В течение многих лет его не выпускали на свежий воздух – держали в карцере, куда не проникал дневной свет. Не удивительно поэтому, что у него развился туберкулез.



Виктор Черецкий: Дамы в белом особо не верят в благие намерения режима – в обещания реформ - и продолжают борьбу. Жисела Санчес:



Жисела Санчес: Мы найдем в себе силы, чтобы продолжать бороться, защищать правду, справедливость, права человека, зная, что наш голос слышен во всем мире.



Виктор Черецкий: Недавно в Мадриде силами актеров одного из драматических театров был поставлен спектакль «Дамы в белом». На его премьере, которая состоялась под открытым небом - на одной из улиц в старой части испанской столицы, присутствовали некоторые участницы движения, а популярный певец Майк Порсель посвятил им песню.



XS
SM
MD
LG