Ссылки для упрощенного доступа

Насколько экологичны наши электронные приборы – исследование Гринпис


Ирина Лагунина: Экологи из «Гринпис» составили рейтинг экологичности электронных товаров. По мнению экспертов, производителям вполне по силам снизить содержание вредных химических веществ в мобильных телефонах, компьютерах, ноутбуках и наладонниках. Однако это пока делают далеко не все. Кроме того, все эти вещи, без которых современный человек не мыслит своего существования, являются источниками электромагнитного излучения, опасного для здоровья. Как обезопасить себя, не выкидывая на свалку мобильник и компьютер? Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Эксперты говорят, что отходы электронных товаров – это один из самых опасных видов мусора. Отработавшие мобильные телефоны, компьютеры и ноутбуки содержат ядовитые вещества: тяжелые металлы свинец, ртуть, кадмий и бериллий, а также такие опасные химические вещества, как бронированные антипирены. Все это попадает со свалок в воду и почву, ну и, кроме того, крайне неблагоприятно воздействует на человека в то время, как он пользуется этой техникой. В силах производителей – сделать содержание вредных химических веществ в техники минимальной или вовсе от них отказаться. Но пока на это идут немногие. Вот, к примеру, рейтинг экологичности мобильных телефонов, опубликованный Гринпис: возглавившие список модели получили около пяти баллов из 10 возможных: Sony Ericsson T 650 – 5, 3 балла, Nokia N 95 – 4, 4 балла, LG Electroniсs KE 970 – почти 4 балла, и меньше 4 баллов экологи поставили моделям телефонов Мotorola MOTOKRZR и Samsung SGH-G 600. О том, для чего составляются подобные рейтинги, говорит координатор токсической программы Гринпис в России Алексей Киселев…



Алексей Киселев: Существует порядка 20 крупнейших брэндов, которые производят электронную технику, включая игровые приставки, производители мобильных телефонов, производители компьютеров. Существуют три группы критериев. Это критерии содержания опасных веществ в продукции, их использование. Второй набор критериев – как компания обращается с отходами, то есть как компания обращается со своей продукцией по окончанию срока службы, то есть какие услуги она оказывает потребителю, как изымает свои старые товары у потребителя. Что она с ними делает, увозит на захоронение в Индию или Китай или действительно снова извлекает полезный материал и снова запускает в производство новых товаров. Третий набор критериев – это, собственно говоря, энергоэффективность. Вплоть до того, существует ли выключение этой маленькой красной кнопочки, которая существует на массе приборов и которая горит постоянно, когда мы не смотрим телевизор или что-то еще не делаем. При этом идет совершенно бездарное расходование электроэнергии.


Наш рейтинг говорит о том, что действительно компании начинают всерьез беспокоиться состоянием окружающей среды, стараются как-то улучшать свои показатели. В первую очередь это относится к европейским компаниям. Естественно, получается не у всех и не сразу. Просто сейчас не хотелось бы говорить о конкретных брэндах, потому что буквально на следующей неделе мы выпускаем наш новый рейтинг.



Любовь Чижова: Экологичность электронного товара, мобильного телефона связана с его ценой? Есть зависимость от цены?



Александр Марков: Как правило, нет. Потому что сейчас на рынке такое количество материалов представлено, что для большинства производителей не составляет никакого труда, собственно говоря, изменить те или иные химикаты, те или иные полимеры. Потому что когда мы только начинали несколько лет назад и вели первые разговоры с производителями, сначала они тоже очень долго говорили, что это невозможно, это быстро не сделать. В результате с 2008 года на рынке появилось очень много товаров, которые не содержат в себе поливинилхлорида, например. Хотя в самом начале процесса все говорили, что невозможно отказаться от ПВХ. Сейчас действительно вы можете пойти в обычный магазин, включая российский магазин, и там будут товары, которые действительно не содержат этого полимера.



Любовь Чижова: Не пытались ли производители обвинить вашу организацию в предвзятости, например?



Александр Марков: Сами производители нет. Околокорпоративные СМИ, скажем так, были попытки доказать, что кто-то просто на имени IT- индустрии, это сейчас самая развивающаяся отрасль промышленности и экономики, пытаются делать себе пиар. Ведь это все было придумано не просто так. Дело в том, что Гринпис достаточно долго и плотно занимался вопросами директивами, которые сейчас действуют в Евросоюзе и которые в принципе директивы Евросоюза, но в принципе цепляет весь мир, потому что все страны не ЕС торгуют с Евросоюзом. Мы делали достаточно много тестов, в том числе человеческой крови по разным странам. Получается, что современный человек несет в себе достаточно большое количество химических веществ. Стали выяснять, какие источники поступления этих химических веществ в человека, получилось, что очень много химикатов поступает из привычной, окружающей нас техники. Собственно говоря, эти требования были выработаны не с потолка – это плод достаточно больших исследований.



Любовь Чижова: Проблема утилизации отработанной электронной техники актуальна для многих стран. По оценкам федерального Агентства США по охране окружающей среды, каждый год на свалки страны попадает свыше 3 миллионов тонн компьютерного оборудования, но гораздо больше отходов вывозится за пределы страны для сожжения и переработки. Экологи считают, что ущерб, который наносится при этом окружающей среде, трудно оценить. Рассказывает мой коллега из Вашингтона Аллан Давыдов…


Аллан Давыдов: 15 лет назад средний срок жизни персонального компьютера в США составлял 4,5 года, сегодня этот срок не превышает 5 лет. Как только американцам кажется, что память их компьютера не справляется с новейшим программным обеспечением, они без раздумий покупают новый. Каждый год в США выбрасывается до 20 миллионов старых компьютеров. В мир телевизоров также приходит новое поколение. Экраны с электронно-лучевой трубкой сменяются жидкокристаллическими и плазменными. А уж десятки моделей мобильных телефонов обновляются каждые полгода. Вся эта бытовая электроника стала динамично растущей частью твердых отходов. Как от нее избавиться среднему американцу? Проще простого: для этого существует рационализированная система сбора и вторичной переработки твердых бытовых отходов, продукты, имеющие потребительскую стоимость. Достаточно вызвать представителей службы, они приедут и заберут ваше электронное старье с глаз долой. А что же с ним происходит потом? Согласно данным мониторинга оборота старых компьютеров и других предметов бытовой электроники, 80% электронных отходов из США попадают на свалки развивающихся стран. Среди активистов такого мониторинга базельская сеть «Действие» - общественная организация со штаб-квартирой в американском городе Сиэтле, которая пытается предотвратить глобальный кризис токсичных отходов. Рассказывает старший координатор этой организации Джим Пакет.



Джим Пакет: В ходе нашего первого исследования, проведенного в 2002 году в странах Азии, мы проследили путь старых компьютеров, сдаваемых американцами фирмам по утилизации отходов. Мы выяснили, что 8 из 10 компьютеров утилизируются за пределами США. Они загружаются в морские контейнеровозы и доставляются в Китай. Там местное население почти задаром разбирает на запчасти и ценные материалы с применением чудовищно примитивной технологии. Представьте только: монтажную схему плавят на горящих углях в небольшом котелке. Из плавящихся материнских плат извлекают микросхемы. Плавят также токсичную изоляцию проводов, чтобы извлечь из них медь. Кислотосодержащие субстанции сбрасываются в реки. Подземные воды в этом городке и в этой китайской провинции полностью заражены и население вынуждено пользоваться привозной водой. Весь этот поток просто выходит из-под контроля.



Аллан Давыдов: В последние десятилетия природоохранный контроль за утилизацией электронных отходов на территории США существенно ужесточился. По словам Джима Пакета, неизбежное повышение расходов на утилизацию в Соединенных Штатах активно стимулирует вывоз мусора за границу в политически слабые небогатые страны.



Любовь Чижова: Кроме вредных химических веществ, которые содержатся во многих электронных приборах, они являются источниками электромагнитного излучения. В зависимости от силы этого излучения человек может испытывать самые разные неприятные ощущения: головную боль, дискомфорт, а в самых серьезных случаях электромагнитное излучение становится причиной онкологических заболеваний. Но руководитель московского центра электромагнитной безопасности Олег Григорьев не призывает выбрасывать на свалку мобильные телефоны и компьютеры, а предлагает пользоваться ими по правилам:



Олег Григорьев: Наиболее сложные и наименее изученные условия воздействия электромагнитного поля на человека – это сотовый телефон. Потому что воздействие осуществляется непосредственно на мозг человека. А мозг, как известно, это основной орган, который определяет и сознание, и поведение, и функционирование человека как организма в целом. В то же время мозг является органом, который непосредственно воспринимает электромагнитное поле.



Любовь Чижова: И что же делать, как себя обезопасить?



Олег Григорьев: Для того, чтобы себя обезопасить, во-первых, надо разорвать ситуацию, когда сотовый телефон приложен к уху, то есть убрать сотовый телефон от головы. Для этого использовать разнообразные системы «хэндс фри» любые. Даже с 70 сантиметров этого будет вполне достаточно. Второе – это сократить продолжительность использования. То есть если нет желания использовать системы «хэндс фри», сократить продолжительность использования. Такая рекомендованная продолжительность – это порядка 15 минут в день. Если человек использует телефон больше часа в день, то уже резко возрастает риск возникновения неблагоприятных последствий для здоровья, и ему целесообразно раз в год проходить обследование у врачей, которые занимаются вопросами действия электромагнитного поля на здоровье человека.



Любовь Чижова: А как снизить опасность электромагнитного излучения от компьютера, от телевизора?



Олег Григорьев: Телевизор является давно в народном сознании как источник электромагнитного поля, как нам кажется. И правила все выработали, все знают. Полтора метра – это то расстояние, на которое к телевизору не стоит приближаться при его продолжительном просмотре. Свыше полутора метров интенсивность электромагнитного поля достаточно низкая и это расстояние можно считать условно безопасным. Что же касается компьютеров, также существует очень детально разработанные санитарные правила. Здесь очень важный нюанс: в компьютеры обязательно встроена система защиты от электромагнитного поля. Но для того, чтобы она работала, компьютер должен быть правильно подключен, должен быть подключен к системе электроснабжения с заземлением. Если есть такая ситуация, то уровень электромагнитного поля, как правило, очень невысокий и укладывается в санитарные нормы.



Любовь Чижова: Чем вообще в принципе опасно электромагнитное излучение?



Олег Григорьев: Электромагнитное поле оказывает очень разнообразное действие и зависит это во многом от интенсивности электромагнитного поля. Если электромагнитное поле высокой интенсивности, так называемой тепловой, так же как в печке СВЧ, то может произойти тепловое поражение организма. Но такие интенсивности в быту практически не встречаются. Человек может с ними столкнуться в случае, если он сознательно залезет куда-то, где передающее устройство. Бывают на крышах установлены антенны сотовой связи. Он сознательно может залезть на крышу и подойти близко к этой антенне сотовой связи, встать около нее на расстоянии меньше метра и только в этом случае он может подвергнуться тепловому воздействию. Все остальные случаи и контакты, как правило, связаны с малоинтенсивным воздействием и какие-то эффекты проявляются при очень продолжительном воздействии, более чем полугода воздействия. Эффекты, которые относятся к воздействию электромагнитного поля, очень разнообразны, начиная от онкологических заболеваний при воздействии магнитного поля промышленной частоты – линии электропередач, в основном трансформаторные подстанции, при определенной интенсивности опять же и до нейродегенеративных последствий. Это заболевания, связанные с ухудшением памяти, ухудшением качества мышления, ухудшения сна, просто ощущение разбитости, расстройства.



Любовь Чижова: Мало кто из современных людей сможет отказаться от мобильного телефона, ноутбука, и, тем более, от телевизора. Техника сделала нашу жизнь удобнее – правда, в ущерб здоровью. И, может быть, чем скорее мы признаем, что зависимость существует, тем скорее пойдем на поправку…


XS
SM
MD
LG