Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Вера в стабильность американской экономики – лучшее средство от рецессии, считает президент Буш. Американские мэры пытаются оградить свои города от оружия, с ними не все согласны


Юрий Жигалкин: Вера в стабильность американской экономики – лучшее средство от рецессии, считает президент Буш. Американские мэры пытаются оградить свои города от оружия, с ними не все согласны. Таковы темы уик-энда в рубрике «Сегодня в Америке».


В пятницу курсы акции рухнули на американских фондовых биржах после известия о том, что один из ведущих инвестиционных банков «Беар Стернс» исчерпал свои запасы капиталов после того, как клиенты панически начали закрывать свои счета в банке. Скрывается ли шаткостью видного банка шаткость всей Уолл-стрит? На фоне этих тревог президент Буш выступил с речью, которая несла явную основную нагрузку – внушить американцам веру в то, что нынешние проблемы преодолимы, что экономическое выздоровление не за горами.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Это было самое пространное выступление Буша по проблемам экономики за последнее время. В своей сорокаминутной речи, произнесенной в Экономическом клубе Нью-Йорка, президент попытался развеять озабоченность тревожными экономическими данными, сказав, что фундамент американской экономики надежен и уже можно разглядеть предпосылки для улучшения ситуации.



Джордж Буш: В условиях свободного рынка бывают подъемы и спады. После рекордного роста занятости 52 месяца подряд наша экономика, несомненно, проходит через трудный период. Это касается рынка жилья и финансовых рынков.



Аллан Давыдов: Президент напомнил, что с тех пор как 8 лет назад его администрация приняла страну уже в состоянии рецессии, Соединенные Штаты не раз были на грани экономических потрясений - после терактов 11 сентября, серии корпоративных скандалов и невиданных природных катаклизмов. Но всякий раз, по его словам, экономика приходила в норму и становилась сильнее, чем прежде. Буш выразил надежду, что так будет и на этот раз.



Джордж Буш: Задача моей администрации в Вашингтоне - в поощрении инициативы и новаторства, чтобы позволить нашей экономике достаточно гибко реагировать на неблагоприятные условия, чтобы она оставалось привлекательной для капитала.



Аллан Давыдов: В конце прошлой недели в ряде западных штатов цена бензина на автозаправках преодолела психологически важный барьер в 4 доллара за галлон топлива. В этих условиях в год президентских выборов администрация Буша пытается сбалансировать заявления о признании опасности, угрожающей экономике, трудностей, с которыми столкнулись американцы, с заверениями в том, что экономическое улучшение не за горами. По мнению представителей Белого дома, рецессия должна отступить к лету как результат энергичных снижений Федеральным резервом учетной ставки и реализации пакета экономического стимулирования, включающего налоговый возврат 130 миллионам семей.


Выступая перед лидерами бизнес-сообщества в Нью-Йорке, Джордж Буш сказал, что сочувствует тем, чье жилье оказалось под угрозой продажи с молотка в результате кризиса ипотечного кредитования. Он напомнил, что его администрация недавно приняла программу, которая позволяет оказавшимся на грани банкротства домовладельцам рефинансировать свои ипотечные кредиты. Программа охватывает жилищный фонд общей стоимостью 17 миллиардов долларов. Вместе с тем президент в очередной раз повторил, что он против предложения законодателей о выделении четырех миллиардов долларов из федерального бюджета на скупку опустевших домов с целью оживления рынка недвижимости.



Джордж Буш: Рынок находится в процессе самокорректировки. Я согласен, что нужны действия. Но очень беспокоит то, что если мы попытаемся ввести дополнительные законодательно-регулирующие меры, то они затруднят оздоровление рынка.



Аллан Давыдов: Речь Буша вызвала острую реакцию демократов в Конгрессе, которые считают, что правительство должно играть более активную роль в оздоровлении американской экономики. Говорит сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер.



Чарльз Шумер: До тех пор, пока президент, оставаясь на своей узко-идеологической платформе, заявляет, что мы не будем бороться с проблемами, вызванные его экономической политикой, мы не увидим заметного улучшения.



Аллан Давыдов: Недостаточные, на взгляд сенатора Шумера, действия правительства обуславливают «кризис доверия» в Соединенных Штатах.



Чарльз Шумер: До тех пор пока президент заявляет, что все прекрасно, и он не будет вмешиваться в кризис ипотечного кредитования – вряд ли стоит ждать, что он сделает что-то полезное для экономики. Порой кажется, что наш президент, в отличие от большинства американцев, смотрит на экономические проблемы как инопланетянин.



Аллан Давыдов: Многие видные американские экономисты также критически относятся к упованию президента Буша на саморегуляцию рынка. По мнению профессора Гарвардского университета Мартина Фелдстина, самоочевидное окончание шестилетнего экономического роста может ознаменоваться гораздо более тяжелыми последствиями, чем во времена прошлых рецессий.



Юрий Жигалкин: Но у президента Буша, призывающего американцев верить в американскую экономику и всепобеждающую силу рынка, есть воодушевляющий пример – Роналд Рейган, чью экономическую политику, заложившую фундамент, как выясняется, 20-летнего экономического подъема, критики в свое время уничижительно называли рейганомикой.


Во вторник Верховный суд США начнет рассмотрение дела, исход которого может определить судьбу права американцев на владение оружием. Суд намерен рассмотреть конституционность запрета на покупку и обладание огнестрельным оружием, введенного властями столицы страны, Вашингтона, около тридцати лет назад. Между тем, мэры нескольких десятков американских городов пытаются оградить своих граждан от нелегального притока оружия.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Из-за того, что в каждом штате свои законы, преступники из северных штатов, где правила приобретения оружия довольно строгие, покупают оружие в южных штатах, где правила намного либеральней. В Нью-Йорке за последние годы почти все убийства совершены из оружия, приобретенного незаконным путем. А в масштабах страны 90 процентов вооруженных преступлений совершаются с применением оружия, купленного на черном рынке. Мэр Нью-Йорка Блумберг вместе с мэром Бостона Томасом Менино создали организацию «Мэры против незаконного оружия». Они требуют сделать открытой информацию об оружии, которое было использовано в совершении преступления, о том, кем произведено оружие и кем продано. Ассоциация владельцев оружия – очень влиятельная лоббистская организация – считает, что такой информацией должна владеть только полиция. При этом Ассоциация ссылается на право на оружие, дарованное всем гражданам США 2-й поправкой к Конституции. Мэр Блумберг возражает: «Не думаю, что отцы-основатели США имели в виду право людей ходить по городам с пистолетами и автоматами». Действительно, 2-я поправка допускает разные толкования. На 18 марта назначено слушание Верховного суда о смысле конституционного права на оружие.


Как пояснил научный сотрудник вашингтонского Института Катона Илья Шапиро, слушание вызвано сомнением в конституционности запрета на хранение в своём доме пистолета в Вашингтоне, округ Колумбия. Несколько жителей американской столицы опротестовали закон в суде. Окружной суд постановил, что этот закон неконституционен, ибо противоречит 2-й поправке. По мнению Ильи Шапиро, сторонника права на личное оружие, рассмотрение в Верховном суде может стать серьезным прецедентом, потому что рассматривается положение именно в Вашингтоне, являющемся как бы федеральной территорией.



Илья Шапиро: Криминалы, которые не смотрят на права, это не изменит их действия. Он все равно будет грабить. То, что технически нелегально иметь наган при этом, это его не остановит. Все эти правила, что они делают, - берут из рук граждан, соблюдающих закон, берут из их рук возможность защищаться.



Ян Рунов: Блумберг и другие мэры настаивают на том, чтобы вопрос о контроле над оружием стал одним из главных во время выборов нового президента США.


Тем временем законодатели Ассамблеи штата Оклахома проголосовали за то, чтобы разрешить ношение личного оружия на территории университетов и колледжей лицам старше 18 лет. Студенты, которые хотели бы иметь возможность защищаться от вооруженных нападений, приветствуют такое решение. Но оно войдет в силу, если будет одобрено сенатом штата и губернатором.



Юрий Жигалкин: Несмотря на недавние трагические эпизоды, в результате которых жертвами психически неуравновешенных одиночек стали студенты университетов, посетители торговых центров, большинство американцев, судя по всему, не спешат изъять оружие из личного пользования.


Слово – Владимиру Морозову.



Владимир Морозов: Жители Нью-Йорка и других больших городов, как правило, голосуют за демократов и настроены против изготовителей и продавцов оружия. Провинция поддерживает в основном республиканцев и право владеть оружием. Мои собеседники - охотники и оружейники, живущие на севере штата Нью-Йорк, оказались неплохо подкованы. Мой знакомый Билл тут же находит на компьютере нужный текст.



Билл: Вот смотри, Вторая поправка к американской Конституции: «Каждый гражданин имеет неотъемлемое право иметь огнестрельное оружие». Вот тебе ответ в одном предложении.



Владимир Морозов: Но, возражаю я, это написано два с лишним столетия назад. Теперь другое время. Зачем людям столько оружия? У американцев на руках 200 миллионов стволов! На это мне возражают, что большую часть этого оружия на законных основаниях купили охотники и любители стрелкового спорта. Они в людей не стреляют.



Нил: А преступникам ничего не стоит достать оружие. Больше 90 процентов преступлений совершается с помощью нелегального оружия. Если ограничить производство и усложнить процедуру покупки оружия, то выгадают преступники, оружие будет только у них.



Владимир Морозов: Но надо же что-то делать, возмущаюсь я. Вот мэры городов предлагают, чтобы информация о владельцах оружия была доступна не только полиции, как сейчас, а всем правоохранительным организациям. Чтобы регистрировать продажу оружия не только в магазине, но даже если сосед продает соседу.



Дэвид: Я не люблю, когда правительство интересуется тем, чем я занимаюсь. Ты представь, какие-то бюрократы будут совать нос в мои дела. Да, меня мутит от этого.



Владимир Морозов: Большинство моих собеседников считают, что надо ужесточить меры против нелегальных продавцов оружия.



Ленард: Наказывайте преступников. Ловите их. Сейчас за незаконную продажу оружия дают срок до 10 лет. Влепите такому подонку 20 лет! Пусть он платит за свои дела. А мы законов не нарушаем.



Владимир Морозов: Наиболее ярые из оружиепоклонников предлагают разрешить всем американцам носить с собой пистолеты. Но, помилуйте, ведь не каждый сможет стрелять в живого человека, даже в грабителя!



Нил: (смеется) Есть масса примеров, когда люди предотвращали грабеж, только показав оружие. И стрелять не надо. Преступники не станут с тобой связываться. Они же не хотят, чтобы их застрелили.



Юрий Жигалкин: Этим репортажем Владимира Морозова мы завершим очередной выпуск рубрики «Сегодня в Америке»,


XS
SM
MD
LG