Ссылки для упрощенного доступа

В центральной и южной России практически не осталось лесов


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский: По данным мониторинга около 30 тысяч лесных участков в России, проведенного в прошлом году Федеральным агентством лесного хозяйства, объем незаконных рубок на обследованных участках составил более миллиона кубических метров, выявленный ущерб - более двух миллиардов рублей. Тем не менее, незаконные рубки леса продолжаются, очень интенсивно они идут и в Ленинградской области.



Татьяна Вольтская: В России все еще находятся около четверти лесных запасов планеты, но в центральной и южной России леса практически не осталось. Сейчас там уже приняты программы по восстановлению лесов. Но и на севере страны леса вырубаются с устрашающей скоростью, причем экологи утверждают, что разрешенные рубки леса могут приносить еще больший ущерб, чем незаконные, ведь черные лесорубы вырубают лес маленькими площадками, чтобы загрузить один КАМАЗ, и второй раз на прежнее место не возвращаются и берут только большие деревья, оставляя молодняк. Так что раны леса после них затягиваются быстрее, чем после разрешенных рубок, которые не оставляют ни прутика на огромных площадях.


Говорит инженер лесного хозяйства, еще недавно главный лесник Сиверского опытного лесхоза Александр Иванов, ныне простой озеленитель в школе-интернате.



Александр Иванов: После принятия Лесного кодекса изменилась некоторая, так сказать, структура предприятий лесного хозяйства. В настоящее время созданы контролирующие органы и органы, которые будут вести лесное хозяйство на коммерческой основе. Под видом так называемых сплошных санитарных рубок можно получить очень доступно древесину в близлежащих участках леса к поселкам, к дорогам. Это, как правило, леса первой группы, сейчас они отнесены к защитным лесам. Это леса, где рубки сплошные запрещены, только возможны рубки ухода или санитарно-выборочные рубки. Сплошные рубки здесь можно проводить, только если насаждение потеряло так называемую биологическую устойчивость. Вот под видом сплошных санитарных рубок сейчас рубится практически вся Российская Федерация. Например, квартала 40-е, 39-е Красноборского лесничества Лужского района вдоль реки Луги вырубаются кварталами по километровой зоне. Это водоохранная зона, Сиверский опытный лесхоз, когда-то была знаменитая опытная база. Перестала существовать после того, как кому-то из чиновников московских захотелось прибрать его к рукам, взять в аренду. В то время я был главным лесничим. Часть рубок, которые, по моим соображениям, не подходили в такие рубки, именно сплошные санитарные, я не стал согласовывать. Я, к сожалению, был тогда отпущен в отпуск, эту работу выполнили за меня. Был приглашен лесопатолог с Лужского района. После выхода с отпуска я обратился к директору в агентство лесного хозяйства, чтобы эти рубки не начинать. Комиссия, которая была выслана из агентства, встала на сторону директора. Если бы они признали несостоятельность рубок, значит, им нужно было бы признавать вообще несостоятельность большинства рубок на территории Ленинградской области.



Татьяна Вольтская: Что происходит вокруг, видно из рассказа Натальи Жданович, которая работает в библиотеке поселка Прибытково.



Наталья Жданович: В конце ноября в течение одной недели вырубили сначала по одну сторону железной дороги первый лес от Петербурга на 58-м километре. Глубина его очень небольшая, всего только два километра, и очень красиво, там елки, сосны. За одну неделю вырубили, вплоть до самых заборов, все кустики, не осталось ничего, голое поле. Люди... Просто это был шок, они даже не могли говорить, потому что они сами вдоль забора посадили деревья для того, чтобы как-то отгородить свои дома от железной дороги. Женщина рыдала и сказала: "Они отняли у нас жизнь".


Мы обращались и в прокуратуру, и в управление железной дороги, и к местным властям в Гатчину, кстати, только гатчинские власти признали то, что нарушения были произведены, что они штраф наложили 555 тысяч сколько-то рублей. Все остальные ответили нам, что все в порядке, никаких нарушений нет.



Татьяна Вольтская: "Местная власть жителям помочь не в силах", - говорит депутат Кобринского совета депутатов Александр Коптев.



Александр Коптев: Мы целиком зависим от района. На все наши депутатские запросы, в частности производилась вырубка рядом с поселком Карташевская, сразу же отправили депутатские запросы главе района Худилайнену и в прокуратуру Ленинградской области, откуда получили ответ, что все рубки назначены и проводятся законно. А на самом деле, мы выезжали на место этих рубок и смотрели, там, где назначена была уборка сухостоя, там стоят сырые пни, рубка проводилась сплошная. Угроблены все дороги в лесу теми же заготовителями. Поскольку теперь по новому Лесному кодексу лесников не предусмотрено вообще, все леса переданы арендаторам, арендаторы у нас работают на коммерческой основе, то есть они абсолютно не заинтересованы в сохранении леса. Они сюда пришли зарабатывать деньги.



Татьяна Вольтская: По словам Александра Коптева, уголовные дела, все-таки возбужденные по факту незаконных рубок, были вскоре по неизвестным причинам закрыты.


XS
SM
MD
LG