Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники заявляют о расширении практики политических репрессий в России


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Олег Кусов, Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский: Лидер движения "За права человека" Лев Пономарев обнародовал заявление о расширении практики политических репрессий в России. Правозащитник обращает внимание на то, что власти переставали давать согласие на проведение Маршей несогласных, более того, участники демонстраций и других правозащитных действий становятся жертвами провокаций, запугивания, нападений. Из подобных событий упомянуты арест лидера питерского "Яблока" Максима Резника, задержание и избиение активиста Объединенного гражданского фронта Сурена Едигарова.



Олег Кусов: Вместе со Львом Пономаревым заявление подписали правозащитники Сергей Ковалев, Юрий Самодуров, писатель Борис Стругацкий, политолог Андрей Пионтковский и еще несколько человек. Лев Пономарев на пресс-конференции в Москве высказал предположение о том, что российские силовые структуры не намерены менять своего отношения к оппозиции и при новом президенте.



Лев Пономарев: Вот мы в своем заявлении сказали: может быть, специально готовят почву некую, делают заложником вновь избранного президента. Ни в коем случае я не хочу сказать, что вновь избранный президент какой-то особый либерал, мы не знаем, кто он. Но, с моей точки зрения, что силовики во время этой пересменки двух президентов показывают, что они сохранят ту жесткость, которая была при предыдущем президенте. Уголовно, я бы сказал, наказуемые деяния, которые они и при Путине проводили, они будут сохранять и при Медведеве. Вот в эту пересменку они сейчас ярко это демонстрируют.



Олег Кусов: 3 марта в Москве был разогнан Марш несогласных, задержаны его активисты, среди них лидер комитета антивоенных действий Михаил Кригер. 14 марта суд приговорил его к штрафу в размере тысячи рублей за участие в несанкционированной акции. По другому обвинению, в неподчинении сотрудникам милиции, решение пока не вынесено. Михаил Кригер удивлен циничности властей, которые жестко пресекают акции протеста, в том числе и одиночные пикеты.



Михаил Кригер: Даже вот это последнее средство у нас отбирают. Это очень сильно меня беспокоит, потому что в борьбе с одинокими пикетчиками уже, так сказать, власть отбрасывает всякие признаки цивилизации, всякую респектабельность. Откуда такая озлобленность и такая неадекватность, мне это непонятно.



Олег Кусов: Власти оказывают давление на оппозицию всеми возможными способами, утверждают правозащитники. В штабе Михаила Касьянова убеждены, что властями спланирована спецоперация против сторонников Касьянова с целью возбуждения уголовного дела в отношении Народно-демократического союза. В штаб-квартире НДС на совещании побывал наш корреспондент Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Экс-премьер Михаил Касьянов сегодня на встрече со своими региональными партийцами не появился. С ситуацией их на встрече познакомил помощник главы Народно-демократического союза, руководитель предвыборной кампании Константин Мерзликин.



Константин Мерзликин: По нашему мнению, существуют следующие цели этой спецоперации. Цель первая, она же базовая, - это показать людям, что нелояльность политике наказуема. Вторая цель, безусловно, дискредитация общественно-политической деятельности, не лояльной режиму. Нам хотят доказать и неискушенным гражданам хотят доказать, что за деньги шла фальсификация подписей. И третья цель, она носит инструментальный характер, это слепить, сфабриковать, сфальсифицировать некое масштабное, общефедерального значения уголовное дело под условным названием "фальсификации при сборе подписей".



Максим Ярошевский: Рядом с Константином Мерзликиным расположились члены союза, которые уже подверглись допросам со стороны милиции и которых обвиняют в фальсификациях. Говорит представительница калужского отделения НДС Анастасия Долгова.



Анастасия Долгова: Мне сказали, что на меня оформят протокол по статье 91-й, 92-й и на двое суток как бы меня закроют. Так же из-за того, что я не хотела ничего говорить, пригласили мою маму, с ней тоже вели беседу, угрожали, что испортят мне жизнь, испортят ей жизнь. И все это сейчас продолжается, так же вызывают людей, их очень сильно запугивают, угрожают даже тем, что увезут, изобьют. Когда это все закончится, неизвестно.



Максим Ярошевский: Активисты Народно-демократического союза категорически протестуют против оказываемого давления на своих сторонников. В Генеральную прокуратуру месяц назад они отправили письмо с жалобами своих активистов на действия правоохранительных органов. Ответ не заставил себя ждать. При рассмотрении заявлений граждан установлено, что в них не содержится каких-либо сведений о нарушениях законодательства, или прав, дающих основания для вмешательства органов прокуратуры, говорится в официально ответе. Сотрудники милиции вправе получать от граждан необходимые объяснения по материалам, находящимся на производстве в милиции. Что за дела находятся в производстве у правоохранительных органов, в письме не написано. Сторонники бывшего премьера готовы бороться за свои права до конца, идти суд, в том числе Страсбургский суд по правам человека.


В ближайшее время у активистов Народно-демократического союза разбирательство в Таганском суде Москвы, где 19 марта начнется рассмотрение жалобы на отказ Федеральной регистрационной службы в регистрации партии "Народ за демократию и справедливость".



Олег Кусов: Правозащитники утверждают, что правоохранительные органы стали срывать проведение одиночных пикетов с помощью провокаторов, которых подсылают к участнику акции, чтобы пикет терял статус одиночного и автоматически становился незаконным. Активист ОГФ Сурен Едигаров был арестован после такого приема. Как рассказал журналистам Сурен Едигаров, в отделении милиции он был жестоко избит, после чего попал в больницу.



Сурен Едигаров: Я сдерживался от ответных действий, так как являюсь практикующим инструктором и мастером традиционного каратэ, занимающимся с 1998 года, и мои ответные действия могли бы привести к плачевным результатам. Поэтому мне оставалось только пытаться уворачиваться от ударов. Телефон я не отключал и убрал его в карман. Наконец, составили протокол, нашли понятых, и я сам все отдал, как и полагается по закону. Вскоре в дежурную часть позвонили из спецполка МВД, который охраняет здание по адресу Житная, 16, и попросили отпустить своего сотрудника, которого задержали вместе со мной, того самого провокатора. Хочу отметить, что он все время сидел спокойно на стуле в стороне от клетки и его никто не трогал, не забирал у него документы и так далее. Услышав про спецполк, он встрепенулся, подойдя ближе к дежурному, сказал, что это он из спецполка, и попросил его отпустить. Когда он уходил, попросил отдать плакат, так как этот плакат его командир рисовал чуть ли не всю ночь. Кстати, его командира зовут Юрий Сергеевич, так провокатор называл своего командира по телефону. Все это легко проверить. Видимо, будут протоколы задержания с фамилиями, записи в книге задержанных. Дальше все можно выяснить, было бы желание.


Через какое-то время мое самочувствие ухудшилось, очень сильно заболела голова, затошнило, начал сильно болеть левый глаз, шея, затылок. Целый час я просил вызвать "скорую", затем меня все-таки услышали и набрали "03". Приехавший врач сделал мне укол, и меня госпитализировали.



Олег Кусов: Избитый сотрудниками правоохранительных органов Сурен Едигаров в понедельник, 17 марта, приехал из больницы на пресс-конференцию, в ходе которое сделал заявление о начале голодовки.



Сурен Едигаров: Я сейчас нахожусь в больнице, тем не менее, я объявляю голодовку. Мои требования, чтобы Максим Резника отпустили из-под стражи. Это интеллигентнейший человек. Я не могу поверить, что этот человек мог избить трех сотрудников милиции и так далее. Я объявляю голодовку, и она будет бессрочной, до тех пор, пока его не выпустят.



Олег Кусов: Лидера петербургского "Яблока" Максима Резника задержали 2 марта. Его обвиняют в оскорблении представителя власти. Соратники Резники убеждены, что это было сделано с целью нейтрализовать руководителя накануне Марша несогласных в Петербурге.


XS
SM
MD
LG