Ссылки для упрощенного доступа

Петр Бизюков: Профсоюзы не включены в проблему трудовой дискриминации вообще


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Алексей Кузнецов: Некоммерческая организация Центр социально-трудовых прав провела социологическое исследование на тему "Дискриминация в сфере труда. Распространенность и причины существования". Судя по результатам, с проблемой трудовой дискриминации сталкивается каждый седьмой работник. Сфера трудовых отношений в России сформирована так, что работодатель заведомо ущемляет права подчиненных, в первую очередь из экономических выгод, считает ведущий специалист социально-экономических программ Центра социально-трудовых прав Петр Бизюков. В чем выражается трудовая дискриминация и есть ли механизмы защиты от нее - в интервью Петра Бизюкова корреспонденту Радио Свобода Ольге Вахоничевой.



Петр Бизюков: Люди без всякого труда рассказывают о ситуациях, связанных с нарушением своих прав, нарушением прав своих коллег, своих знакомых. Это попытки заставить людей работать больше без дополнительной оплаты, это попытки ухудшить им условия труда, это какие-то ограничения в области заработной платы, премий, доплат и так далее. Одновременно работники говорят о том, что, в общем-то, сделать практически ничего невозможно. Если начальник захотел что-то сделать, бороться с ним бесполезно, бороться за свои трудовые права решаются только те люди, которые решили расстаться с этим рабочим местом, с этой организацией. Вот тот, кто увольняется, тот может пойти отстаивать свои права, подать заявление в суд, прекрасно понимая, что больше он здесь работать не будет. Тот, кто хочет продолжать работать, тот на это не идет. Возникает ситуация такая, что платой за сохранение своего рабочего места мы считаем возможность поступиться частью своих трудовых, то есть гражданских прав.



Ольга Вахоничева: А как реагируют на дискриминацию сотрудники надзорных органов?



Петр Бизюков: Как правило, эти люди признают существование дискриминации, они говорят: да, это есть, да, мы видим, насколько это серьезно ухудшает. В службе занятости нам говорили о том, что - мы очень негативно относимся, например, к практике ограничений при приеме по полу, по возрасту, по месту жительства, по семейности, мы понимаем, что это совершенно не работающий критерий для них, но они находятся как бы в своем праве и представителям служб занятости не хватает возможностей это пересилить, передавить. И еще они подчеркивают, что - мы не можем начать действовать (об этом же, кстати, говорят и сотрудники правоохранительных органов), включить эту мощь государства для борьбы с дискриминацией до тех пор, пока мы не получим соответствующего запроса снизу. Запрос снизу - это от работника. Но тут же они говорят: процедура доказывания факта дискриминации очень сложна, плохо проработана. Как говорят представители судебного корпуса, доказать это почти невозможно в наших условиях. И получается вот такой замкнутый круг.



Ольга Вахоничева: Давайте остановимся на формах трудовой дискриминации. Я думаю, что в первую очередь это возрастные ограничения.



Петр Бизюков: С этим сталкиваются молодые, с этим сталкиваются люди старшего возраста. Следующей по значимости оказалась борьба за свои права и права других, то, что называется правдолюбством. Это служит мощнейшим основанием. И тот, кто попробует это сделать, тот тут же сталкивается с особым отношением к себе. Трудовая дискриминация есть. На наш взгляд, она достаточно широко распространена. Это очень серьезная проблема. Вы, наверное, заметили, что последний год увеличилось число забастовок, усиливаются протестные настроения. Третий вывод связан с тем, что нет эффективного механизма противодействия.



Ольга Вахоничева: А что профсоюзы?



Петр Бизюков: Профсоюзы не включены в проблему дискриминации вообще.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG