Ссылки для упрощенного доступа

Безжалостный и комический анализ. Юбилей Филипа Рота


Живя в тени раннего успеха, Филип Рот никогда не сдавался ему: в книгах 1990-х годов он бесконечно экспериментирует
Живя в тени раннего успеха, Филип Рот никогда не сдавался ему: в книгах 1990-х годов он бесконечно экспериментирует

19 марта американский писатель Филип Рот отметил свой 75-летний юбилей. Филип Рот (Philip Roth) родился в штате Нью-Джерси в семье эмигрантов-евреев из Испании. Получил филологическое образование. Работал преподавателем английского языка и литературы. Дебютировал в литературе в 1959 году с высоко оцененными критикой повестью и циклом рассказов «Прощай, Колумб» и сразу стал популярным. Среди других известных книг Филипа Рота — романы «Она была такая хорошая», «Случай портного», «Заговор против Америки», «Моя мужская правда». В десятке романов Рота действует его альтер-эго, герой по имени Натан Цукерман, впервые появившийся в 1979 году в книге «Писатель-привидение». За роман «Американская пастораль», главным героем которой тоже стал Натан Цукерман, Филип Рот получил Пулитцеровскую премию. Последняя книга Рота — роман прошлого года «Призрак исчезает».


После смерти своего ментора и патрона Сола Беллоу, Филип Рот встал на его место, оказавшись третьим вместе с Апдайком и Доктороу — китом американской прозы. К семидесяти пяти, получив все мыслимые награды, за исключением вожделенной и заслуженной Нобелевской премии, Рот — живой классик. Во что, надо сказать, трудно поверить, когда встречаешь его, жующего и выпивающего, в нью-йоркском ресторане «Самовар», где Рот часто бывает по праздникам. Здесь он кажется своим еще и потому, что со Старым Светом, с восточно-европейским еврейством, его связывают отношения любви и отчуждения. Вечный герой Рота — эмансипированный еврей, променявший Дом на Американскую мечту.


Безжалостный и комический анализ этого авторского персонажа стал объектом творчества Рота. Уже первый его роман «Прощай, Колумб» очаровал читателей и оскорбил героев — американских евреев со всеми присущими только им комплексами. Этот же хорошо знакомый нам и по Вуди Аллену тип — центральный персонаж уже легендарной книги «Жалобы Портнова», которая принесла Роту непреходящую славу тонкого, язвительного и уморительно смешного автора.


Живя в тени раннего успеха, Филип Рот никогда не сдавался ему. В книгах 90-х годов он бесконечно экспериментирует, публикуя цикл автобиографических произведений, где автор отражается в, безусловно, кривом зеркале своего любимого героя — американского прозаика Натана Цукермана, с которым Рот, наконец, покончил в прошлогоднем романе.


Уже на восьмом десятке писатель вернулся к реалистической прозе, хоть и фантастическому (в жанре «что если») сюжету. В «Заговоре против Америки», лучшей книге позднего Рота, автор описал страну с профашистским антисемитским режимом, который насадил летчик Чарльз Линдберг, якобы победивший Рузвельта на выборах 1940 года. Как сказал один критик, под видом сатиры Рот написал свое «первое в жизни любовное письмо, и обращено оно к Америке, не соблазнившейся таким поворотом истории».


XS
SM
MD
LG