Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Рыбный промысел в Дании


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.



Дмитрий Морозов: Рыбный промысел на принадлежащих королевству Фарерских островах - сейчас это главный источник дохода для местных жителей, хотя исторически не всегда было так. Об этом наш корреспондент в Копенгагене Сергей Джанян побеседовал со старшим научным сотрудником датского Института водных ресурсов Яспером Бое.



Сергей Джанян: Господин Бое, известно, что название Фарерским островам дали овцы, которых в свое время расплодилось здесь несметное количество. Как же случилось, что сейчас фарерцы зарабатывают себе на жизнь исключительно рыбной ловлей?



Яспер Бое: Рыбный промысел на Фарерах стал развиваться с середины XIX столетия, а до этого основным занятием здешних жителей было разведение овец. Овечья шерсть была главным товаром в торговле с Данией. Тем не менее, в крестьянских хозяйствах всегда имелось по 1-2 рыбацкой лодке, и рыбный промысел был существенным дополнением к продукции животноводства и охоте на тюленей. Однако настоящий рывок промышленное рыболовство на Фарерах пережило после Второй мировой войны, и главной причиной развития отрасли стали возросшие возможности для экспорта. Фарерцам повезло с географией, острова расположены на стыке Атлантического и Северного Ледовитого океана, в самом центре богатых рыбой морских просторов. И добыча трески, сайры и пикши в районе Фарерской банки обеспечивает сегодня жителям острова вполне достойную жизнь. Местная флотилия, насчитывающая 250 судов, ежегодно вылавливает до 600 тысяч тонн рыбы, и свыше 95 процентов улова идет на экспорт.


Конечно же, все не так безоблачно, поскольку узкоспециализированный состав экономики имеет минусы. Жизнь на Фарерах практически полностью зависит от конъюнктуры на мировом рыбном рынке, и когда в отрасли появляются проблемы, то они затрагивают всех живущих на острове. Так было в конце 80-х годов, когда разразившийся экономический кризис вынудил многих фарерцев иммигрировать в Данию и другие европейские страны в поисках работы. Но уже к середине 90-х экономика острова вновь пошла на подъем, безработица стала, и люди стали возвращаться. Поэтому можно сказать, что Фарерские острова, стремящиеся обрести независимость от метрополии, продвинулись в этом плане значительно дальше, чем другая датская автономия - Гренландия.



Сергей Джанян: А как обстоят дела у ее жителей?



Яспер Бое: Экономическая жизнь Гренландии сосредоточена в основном на свободной от материкового льда прибрежной полосе на юго-западе острова. В колониальный период инуиты промышляли охотой на китов и тюленей, но с начала прошлого века из-за потепления климата и подхода к берегам Гренландии трески основным занятием населения стало рыболовство. История рыбной промышленности острова берет начало с 1902 года, именно тогда Королевская Гренландская торговая компания впервые производит закупку рыбы у местных рыбаков. В 1990 году часть этой компании, получившей название "Ройял Гринлэнд", перешла в ведение местного самоуправления и на сегодняшний день является крупнейшим на острове предприятием, в котором занято более 2 тысяч сотрудников. Для Гренландской автономии, также стремящейся отделиться от Дании, стратегическое значение, сравнимое с получаемой из метрополии финансовой помощью, имеет лов палтуса, крабов и, конечно же, добыча креветок, о которых надо сказать особо. Промысел этих ракообразных начался в конце 60-х, а сегодня Гренландия является мировым лидером по объему лова наиболее ценного сорта креветок, водящихся в холодных водах. Кстати говоря, с добычей этих ракообразных гренландцы ранее были незнакомы по вполне объяснимой причине: отсутствие технологии глубинной траловой ловли. Так что креветки стали новшеством как в экономической жизни острова, так и в рационе его жителей.



Сергей Джанян: Дания - страна морская. Чем же объясняется тот факт, что на датском столе рыба занимает хоть и важное, но никак не главное место?



Яспер Бое: У Дании богатая история рыболовства, однако датчане не отдают приоритет рыбной кухне, как это бывает в некоторых национальных культурах, связанных с морем. Рыбный промысел здесь был исторически и географически обусловлен, но даже в старину рыба не являлась блюдом на каждый день. Традиционная датская кухня отдает предпочтение свинине и говядине - эти продукты в народном сознании были более престижными, в то время как рыба ввиду своей доступности и дешевизны имела репутацию еды для бедняков. Это предубеждение распространялось не только на такие простонародные виды рыбы, как треска и селедка, но даже на балтийского лосося или семгу. Приведу такой пример. В историческом архиве города Рандерс хранится договор между профсоюзами и компанией, получившей заказ на постройку городского моста. Среди прочего в этом договоре есть примечательный пункт: подрядчик обязуется кормить занятых на строительстве рабочих семгой не более 4 раз в неделю. То есть делались попытки хоть как-то разнообразить рабочее меню. Однако это были давние времена. Ныне лосось, как и креветки, - блюдо из разряда деликатесных. Чаще всего на датском столе можно встретить камбалу, треску и селедку.



Сергей Джанян: Как-то раз датские знакомые пригласили меня на лов рыбы. Вышли мы в море на крохотном старинном баркасе постройки 1911 года. А после того, как вернулись обратно, владелец баркаса сразу же ушел договариваться о сдаче улова на аукцион. Это традиционная для Дании картина?



Яспер Бое: Сейчас рыбные аукционы в Дании утратили свою роль, и такой способ сбыта уходит в прошлое. Это раньше в каждом крупном порту они были основным местом, где происходила торговля. Возвращаясь в порт, рыбак тут же выставлял свежевыловленную рыбу на торги. Аукционы существуют и теперь, однако все большая часть товара реализуется по предварительным заказам крупного оптового покупателя или ресторанной сети, то есть рыба бывает продана еще до того, как она выловлена из моря. К этому надо добавить, что мороженая рыба, которую мы покупаем у нас в супермаркетах, как правило, не датская, товары сюда поступают из России, Канады, Китая, Кореи. А доля свежей рыбы и морепродуктов, выловленных в местных водах, невелика. Как правило, ею торгуют небольшие рыбные лавки. Все дело, конечно, в цене: датская рыба - продукт дорогой и вытесняется с рынка аналогичным товаром зарубежным конкурентов.



Сергей Джанян: Говорит старший научный сотрудник датского Института водных ресурсов, биолог Яспер Бое.


XS
SM
MD
LG