Ссылки для упрощенного доступа

Проблемы усыновления детей в Москве


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Марк Крутов: Какие права и законные интересы детей-сирот нарушаются в Москве при их усыновлении? Столичная прокуратура опубликовала результаты своей проверки в этой сфере, поместив на сайте в интернете самые громкие примеры расследованных дел.



Тамара Ляленкова: Учитывая, что тема усыновления неизменно вызывает общественный, а иногда и политический интерес, я попросила сотрудника органов опеки одного из районов Москвы, рассказать, как работает процесс усыновления в целом, и есть ли в нем слабые места.



- Если, например, приходит ко мне житель, он подготавливает определенный пакет документов, который мы спрашиваем для того, чтобы можно было написать своей заключение. Мы приходим к нему домой, обследуем условия жилищно-бытовые и потом выносим определенное заключение, в котором мы указываем абсолютно все, что должно быть известно об этом усыновителе. Конечно, когда мы пишем заключение, мы учитываем мнение родственников, кто проживает вместе с этим усыновителем, это мнение выражается письменно, кого бы они хотели усыновить - мальчика, девочку, с темными глазками, со светлыми глазками, обязательно учитывается мнение ребенка, если ребенок уже есть в этой семье, обязательно спрашивается, кого он хотел бы - братика или сестренку, то есть его мнение имеет наибольшее значение. Потом это заключение и письменный акт обследования мы вместе с пакетом документов передаем этому усыновителю, и этот кандидат в усыновление идет в тот орган опеки, на территории которого находится либо дом ребенка, либо интернат, либо он идет в банк данных по детям.



Тамара Ляленкова: Иногда говорят о том, что усыновление может быть корыстным со стороны приемных родителей. То же опекунство - это какие-то деньги, которые государство будет платить и совсем не обязательно, что они пойдут именно на этого ребенка.



- Если это усыновитель, то получает в Москве только разовую федеральную выплату при приеме в семью ребенка и разовую московскую выплату. Опекуны получают ежемесячное пособие, они отчитываются нам за то, как они тратят эти деньги. Мы все знаем про этих детей, особенно если это подопечные. Если усыновленные - то мы контролируем их в течение трех лет, а там как обычно - родители, он варится в принципе в собственном соку. Просто надо с кандидатом очень плотно проработать какое-то время и, естественно, проработать, как следователь (смеется). За кандидатов своих мы отвечаем полностью.



Тамара Ляленкова: Разумеется, не всякий сотрудник органов опеки обладает проникновенным даром психолога и дотошностью следователя, для этого и существуют проверки прокуратуры, которые проходят с периодичностью раз-два в год. Однако в органах опеки и попечительства муниципалитета "Сокольники" проверка была спровоцирована жалобой бабушки, внучку которой удочерила новая семья. Цитирую сообщение прокуратуры: «В нарушение семейного законодательства, без учета права бабушек на общение с малолетней Л., 2005 года рождения, мать которой лишена родительских прав, в суд представлено заключение о целесообразности усыновления девочки другими лицами». За разъяснениями я обратилась к заведующей сектором опеки и попечительства муниципального района «Сокольники» Галине Алешиной.



Галина Алешина: В данном конкретном случае я считаю, что семья, которая ее приняла, намного для ребенка лучше, комфортнее, и ребенок действительно там желанный. Они начали давать ребенку то, чего она не получала с момента рождения. Более того, они с бабушкой в доме ребенка общались, и бабушка знала о том, что планируется передача внучки на удочерение. Нам вменяет прокуратура в вину, что мы нарушили право бабушки на общение с ребенком. Хочу сразу заметить, что в соответствии с Семейным кодексом органы опеки и попечительства призваны защищать в первую очередь и защищают права и интересы несовершеннолетнего ребенка. И в соответствии с тем же Семейным кодексом приоритетной является форма устройства ребенка - удочерение, усыновление. Более того, в органы опеки муниципалитета "Сокольники" бабушка заявление о том, что ей препятствуют общаться с ребенком, не подавала и факта препятствия общению с ребенком не установлено, потому что и к кандидатам, а потом к удочерителям с такой просьбой тоже не обращалась. Прокуратура почему-то этот факт игнорировала.



Тамара Ляленкова: Как вы думаете, может быть, прокуратуре трудно разобраться в тонкостях такого очень сложного дела? Хотя, с другой стороны, есть закон...



Галина Алешина: Я считаю, что прокуратура изначально встает на позицию найти негатив, вот так скажем. Мы-то стоим на позиции защиты прав и интересов несовершеннолетнего. Они не встают на эту позицию. Они встают на позицию найти нарушение в нашей работе, их главная задача.



Тамара Ляленкова: Итак, разобраться в каждом, отдельно взятом случае усыновления сложно не только сотруднику органов опеки и попечительства, но и сотруднику прокуратуры. Однако, главное здесь - договориться о ценностях.


XS
SM
MD
LG