Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Пражский замок Колодее возвращен прежним владельцам


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Александра Вагнер.



Кирилл Кобрин: Недавно в Чехии суд вернул прежним владельцам известный пражский замок Колодее, и это событие вызвало в стране довольно заметный резонанс. Дело в том, что чешское правосудие впервые засомневалось в сути так называемых «декретов Бенеша», согласно которым имущество, конфискованное у этнических немцев, не подлежит реституции в современной Чешской республике.



Александра Вагнер: Закон «О реституции» стал одним из первых нормативных актов, принятых сформированным в 1990 году новым, некоммунистическим чехословацким правительством. Он действует и в современной Чешской республике. Статистики, сколько земельных участков, замков, домов и лесов было возвращено их исконным владельцам, не существует, но за последние 18 лет счет пошел уже на тысячи. В чешской прессе время от времени появляется информация об очередном судебном разбирательстве, связанном с возвратом имущества. Одно из последних дел - семьи Кумпер - освещалось очень подробно. Владельцы требовали возвращения замка Колодее, принадлежащего нынешнему чешскому правительству.


Замок находится на востоке Праги, в одноименном районе, название которого - «Колодее» - с чешского переводится как «Колесники». С момента строительства в XIV веке замок сменил 19 владельцев. Среди них были брат короля и императора Священной Римской империи Карла IV, представители австрийского дворянского рода Лихтенштейнов, а также два государства - Чехословакия и Чехия. Одно время замок был летней резиденцией первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика, а в 50-х годах прошлого века - тюрьмой, в которой сидели жертвы коммунистических репрессий, в основном - участники показательного процесса, названного «делом Рудольфа Сланского», по имени главного подсудимого, бывшего генерального секретаря КПЧ. В рамках этого процесса осудили более десяти членов коммунистического правительства. Среди них в замке «Колодее» был заточен отец чехословацкой «нормализации» Густав Гусак, а также политик и публицист Артур Лондон, который описал методы расследования политических процессов в Чехословакии в 50-х годах в книге «Признание». Во Франции по этой книге сняли фильм, главную роль в котором сыграл Ив Монтан.


В XIX веке замок «Колодее» пережил судебную распрю, которая длилась более десяти лет. Пражская мэрия несколько раз подавала апелляцию на вынесенное решение в пользу семьи Кумпер, потому что замок национализировали согласно принятым после Второй мировой войны «декретам президента Эдварда Бенеша». По ним немецкое и венгерское население Чехословакии лишалось гражданства, а их имущество конфисковывалось в пользу государства. Рассказывает адвокат семьи Кумпер Томаш Хлост...



Томаш Хлост: Ключевым документом при принятии решения суда стала запись тайного совещания в министерстве финансов в декабре 1948 года. Коммунистическая партия тогда хотела избавиться от неугодных режиму предпринимателей, поэтому членов семьи обвинили в сотрудничестве с нацистами. Несмотря на то, что после войны им было выдано свидетельство о государственной и национальной благонадежности, дающее право остаться в Чехии, коммунисты воспользовались тем фактом, что принадлежащий этому роду завод Walter производил моторы для немецкой авиации.



Александра Вагнер: По словам Томаша Хлоста, семье Кумпер повезло, потому что в архивах удалось найти документ, подтверждающий умышленную конфискацию. Вполне возможно, что среди тех, кто потерял имущество после декретов Бенеша, есть и другие люди, ставшие жертвами не закона, а режима. С этим соглашается и сотрудник Института современной истории Иржи Коциан...



Иржи Коциан: Решение суда, конечно же, не вызвало восторга у истцов - то есть, правительства Чехии, которому принадлежал замок, и пражской администрации, которая подала иск, ведь суд, по сути, признал, что декреты Бенеша нельзя считать абсолютным критерием для рассмотрения реституционных дел.



Александра Вагнер: В Чехии в данный момент начались несколько других судебных процессов, касающихся возврата конфискованного имущества, как при Бенеше, так и после, при коммунистах. Например, потомок дворянского рода Кинских Франтишек Олдржих, как и семья Кумпер, пытается доказать, что его предки не сотрудничали с нацистами, а потому национализация имущества, общая стоимость которого оценивается в более чем 20 миллиардов долларов, состоялась незаконно. Кинский подал в чешские суды 157 исков, но выиграл пока что только пять. Ему возвратили лишь несколько земельных участков и парк. А вот дворец Кинских на Староместской площади, вероятнее всего, так и останется в собственности государства. Дело в том, что нынешний закон «О реституции» позволяет возвращать не все имущество и не всем. Одним из условий, например, является наличие чешского гражданства, имущество также не возвращают немцам, которых выселили после Второй мировой войны из Судетской области Чехословакии. Сообщество судетских немцев в Германии считает это дискриминацией и ныне требует отмены декретов Бенеша в Европейском суде.


XS
SM
MD
LG