Ссылки для упрощенного доступа

Новому учебнику по истории христианства придется конкурировать с дискотеками


Историки религии считают, что большинство россиян не знают о вере своих предков элементарных вещей
Историки религии считают, что большинство россиян не знают о вере своих предков элементарных вещей

В России появился новый школьный учебник по истории христианства. Учебное пособие для учеников 10-11 классов «История христианства. Духовные традиции и культура» написано по заказу правительства Брянской области специалистами из Института российской истории РАН и Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Российские религиоведы не уверены в том, что новый предмет придется по душе школьникам: отношение большинства россиян к православию специалисты называют «благожелательно-равнодушным».


Исполненный заказ правительства Брянской области - не первый случай подобного рода. В 2007 году уже вышел учебник «История религии» под редакцией Владимира Лаврова, по которому сейчас учатся школьники Москвы, Татарстана и Свердловской области. Он же - автор нового пособия. Комментируя его содержание, Владимир Лавров сказал, что «значительная часть книги посвящена православию и Русской православной церкви, потому что большинство граждан нашей страны считают себя православными».


Историк Андрей Зубов считает, что изучать можно и нужно и христианскую, и православную культуру, но напоминает, что Россия - страна многоконфессиональная, и школьникам нужно говорить и об этом. «Такой учебник весьма нужен, - говорит историк. - Не для того, чтобы все ученики этих классов и вся молодежь стали немедленно христианами и церковными людьми (это, видимо, просто невозможно), но для того, чтобы заполнить ту огромную лакуну, тот пробел, который возник в нашей культуре после советского периода, когда вообще все, что связано с духовной жизнью, тем более жизнью церкви, насильственно уничтожалось. Люди моего поколения, скажем, сформировавшиеся во второй половине ХХ века, как правило, ничего не знают об элементарных вещах: что такое икона, что такое храм, каков смысл того или иного христианского праздника. А между тем это естественная основа, база русской культуры, русского мировоззрения не только Средневековья, но и XIX века. Вспомните даже стихи, например, Пушкина, посвящены некоторым молитвам Великого поста».


По словам Андрея Зубова, чтобы современные русский юноша и русская девушка могли считать себя культурными, образованными людьми, они должны знать культуру той религиозной традиции, которая в этой стране существовала и которая формировала жизнь общества на протяжении тысячелетия. «Другое дело, - продолжает историк, - вопрос о таком учебнике - важнейшая, но и сложнейшая задача для современной педагогики, и ее решать, безусловно, необходимо в союзе с представителями других конфессий - знатоками ислама, иудаизма, буддизма, потому что сейчас на каждом шагу человек традиционно православной культуры сталкивается в Москве, скажем, или в Казани с человеком традиционно мусульманской, традиционно еврейской культуры. В принципе наша молодежь должна иметь знания по культуре, по крайней мере, тех религий, которые актуальны и которые формировали исторический культурный базис современного российского общества, а не только православия».


Дискуссии о преподавании истории религии в государственных российских школах ведутся давно. Официальная позиция министерства образования - предмет должен вводиться в школьные курсы в качестве факультативного, и изучать нужно не только православие, но и другие религии. Историк религии, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов уверен, что большинство россиян относятся к православию благожелательно-равнодушно, и поэтому новый предмет, как бы его ни назвали, вряд ли полюбится нынешним старшеклассникам.


«Мне кажется, что ни противники, ни сторонники ОПК не очень хорошо понимают, что происходит в религиозной жизни страны, - говорит историк. – Противники [введения ОПК] утверждают, что страна, согласно социологическим опросам – неправославная: где-то 4% регулярно посещают церковь, что, конечно, мало. Сторонники говорят, что православными называют себя 60-70% населения, по разным опросам. Мне кажется, что ни та, ни другая точка зрения неверна. Отношение сейчас к православию в стране - это такой добродушный индиферентизм. Он как бы является чертой современного массового православия: нет ни подъема, ни упадка. Есть такое благожелательное безразличие к церкви подавляющего числа людей. Они охотно соглашаются называться православными (а что тут плохого?), не желают числиться по ведомству атеизма (а что тут хорошего?) и не слишком охотно ходят в церковь (какой в этом прок?). Вот каковы родители, таковы и дети. Даже если предположить, что преподавать ОПК будет хорошо подготовленный наставник, что, кстати, маловероятно, ему не удастся пробиться сквозь это безразличие. Будут ли они воспитываться с помощью Закона Божьего или вещать нечто историко-патриотическое - это не суть важно. Предлагать христианскую мораль в качестве школьной инициативы тем, кто на улице и дома живет по совсем иным принципам - бесполезно. Все равно всякие дискотеки и прочие развлечения дети предпочтут церковным бдениям».


Ожидается, что изучать историю религии и христианства с нового учебного года начнут еще в нескольких российских регионах. Впрочем, у экспертов есть сомнения, что даже при идеальных учебных пособиях процесс пойдет гладко и безболезненно: уровень подготовки большинства учителей явно не соответствует возложенной на них задаче.


XS
SM
MD
LG