Ссылки для упрощенного доступа

Отношения Грузии и Абхазии и роль России


Ирина Лагунина: Накануне саммита НАТО в Бухаресте вопрос признания Абхазии и Южной Осетии более чем не снят с повестки дня российской политики. Депутаты Государственной думы в своём заявлении предложили президенту и правительству России рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии, увязав проблему оказания помощи жителям самопровозглашённых республик с планами Тбилиси по вступлению в НАТО. Вчера депутаты парламента Северной Осетии принял повторное обращение к руководителям Федерального Собрания с просьбой признать независимость Абхазии и Южной Осетии.



Олег Кусов: Президент самопровозглашённой Республики Абхазия Сергей Багапш считает, что вопрос её признания – дело времени.



Сергей Багапш: Процесс признания идет, он не останавливался. Мы неоднократно говорили, что мы вопрос о своей независимости заявили еще 15 лет назад после окончания войны и в Абхазии и в Южной Осетии. Если Соединенные Штаты признали Косово – это их дело считать универсальным случаем, мы так не считаем. Поэтому мы ставим эти вопросы и перед Россией и перед другими странами не в отместку Соединенным Штатам или еще кому-то, а потому что наши народы независимость заслужили по праву, поскольку в Абхазии всегда была государственность. Мы являлись союзной республикой во время образования Советского Союза и потом нас потихонечку перевели в состав Грузии на правах автономии. Поэтому для нас это вопрос времени и спокойного мирного правового решения этого вопроса.



Олег Кусов: В признании Абхазии сегодня не заинтересована даже Россия, считает государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. К тому же, по его словам, проблема беженцев из этой республики ещё далека от разрешения.



Темур Якобашвили: Из Абхазии изгнано на сегодняшний день около 400 тысяч человек. Второе: никто в этом мире не заинтересован в признании независимости Абхазии. Первым долгом, конечно, будет вопрос Российской Федерации, но мне кажется, что Российская Федерация не сделает, потому что это не в интересах Российской Федерации. И в-третьих, я думаю, что существует справедливость и справедливость требует того, чтобы все беженцы и временно перемещенные лица, которые были изгнаны из Абхазии вернулись домой и они бы принимали участие в решении судьбы Абхазии. А что касается абхазского народа – это обязательство грузинского государства заботиться об абхазском этносе и не только заботиться о его прошлом, но заботиться о его будущем тоже. Потому что Грузия так же принадлежит абхазам, как другим народностям, которые проживают на этой земле.



Олег Кусов: Абхазия уже вернула немало беженцев, подчёркивает президент самопровозглашённой Республики Абхазия Сергей Багапш.



Сергей Багапш: Абхазия одна из немногих точек горячих во всем мире, которая вернула назад порядка 65 тысяч беженцев. Сегодня в Абхазии живет 65 тысяч человек грузинской национальности. Если брать даже Косово, Сербию, такого нигде нет. Поэтому мы придерживаемся очень четко базовых соглашений с грузинской стороной при посредничестве друзей Генерального секретаря и Российской Федерации. И будем придерживаться этих соглашений.



Олег Кусов: Из Абхазии во время вооружённого конфликта были изгнаны не только грузины, отмечает государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.



Темур Якобашвили: Я хочу напомнить, что из Абхазии изгнаны 30 тысяч абхазов, так же как и много греков, много других национальностей. В том числе и русских. И мы собираемся возвращать всех, не только грузин в Абхазию, но и других национальностей, у которых была собственность, у которых есть право на возвращение.



Олег Кусов: Территорию Абхазии называют зоной нестабильности с криминальным оттенком. Однако Президент Сергей Багапш с этим определением не согласен.



Сергей Багапш: Это чисто идеология. Для того, чтобы в этом убедиться, надо создать международную комиссию, приехать и на месте все посмотреть. Поверьте, что мы находимся под надзором наблюдателей Организации Объединенных Наций и военных наблюдателей, всевозможных общественных, гуманитарных организаций. И такого близко нет – это чистой воды провокация. Это один из методов сказать, что они не заслуживают независимости.



Олег Кусов: Представитель грузинского правительства Темур Якобашвили убеждён, что не обращать внимания на проблему контрабанды в Абхазии аморально по отношению к проживающим в республике людям.



Темур Якобашвили: Это серьезный фактор и с ним борются политики грузинские. Я хочу напомнить, что через эти территории идет очень большое количество контрабанды, идут наркотики, оружие и так далее. И у нас очень много таких фактов. И поэтому держать эти конфликты в таком замороженном состоянии и играть в политические игры – это аморально. Потому что по большому счету мы говорим о судьбах людей, которые там живут, которые туда должны вернуться и о судьбах тех людей, которые страдают от этой контрабанды и незаконных перевозов чего бы то ни было, наркотиков, оружия и так далее.



Олег Кусов: Сухуми готов к дружбе и сотрудничестве с Тбилиси, но только в рамках межгосударственных отношений, подчёркивает Сергей Багапш.



Сергей Багапш: Мы ничего не имеем против грузинского народа и Грузии как таковой. Мы живем рядом и должны строить свои отношения на нормальной цивилизованной основе, как два независимых государства, развиваясь в культурном пространстве и поддерживая торгово-экономические связи и добрососедские отношения. У меня самого жена грузинка, это не влияет на мое мировоззрения и на те решения, которые я принимаю. Семья – это семья, жизнь продолжается. Люди могу завтра жениться, влюбляться, жить. Мы же цивилизованные люди, прекрасно это понимаем. Вот как категорически нас вогнали туда, так категорически мы отрываемся. Мы ни от кого не отрывались, нас оторвали, приняв конституцию в свое время грузинскую, проведя референдум, поломав все связи исторические и юридические.



Олег Кусов: Так называемые экономические успехи Абхазии – это миф, убеждён Темур Якобашвили. По его словам, потенциал у республике большой, но раскрыться он может от только после отказа от сепаратизма.



Темур Якобашвили: Сухумский порт используют как закрытый порт, так что там проходит эта контрабанда. Грузинская сторона будет продвигать экономические проекты, которые будут способствовать сближению абхазов и грузин. Так что сегодня наблюдается экономическая деятельность на территории Абхазии, во-первых, это носит медленный характер, во-вторых, она носит в правовом плане неправовой характер, потому что люди, которые там ходят и выходят, нарушают грузинские законы. И в-третьих, я думаю, что все эти разговоры насчет экономического бума в Абхазии, это просто часть большой мечты, которая называется независимость Абхазии. Абхазия имеет потенциал развиваться и очень сильно, очень быстро, как только решится проблема территориальной целостности Грузии. И я думаю, что мы должны это решать как можно быстрее, потому что мы не можем держать в заложниках тех людей, которые проживают на территории Абхазии и должны вернуться на территорию Абхазии, те беженцы или перемещенные лица. Потому что людей развивать экономику только в фильмах про роботов.



Олег Кусов: Абхазия имеет серьёзные политико-исторические основания для независимости, утверждает президент самопровозглашённой Республики Абхазия Сергей Багапш.



Сергей Багапш: Если смотреть правовую и историко-политическую составляющую, конечно, Абхазия не меньше, если не больше заслуживает независимости, чем Косово. Это первое. А второе – это то, что мы эти вопросы ставили не вчера, не сегодня, и в советское время каждые десять лет Абхазия ставила вопросы о том, чтобы выйти из состава Грузии, получить независимость и развиваться как независимое правовое цивилизованное демократическое государство еще в то время, в советское время. И конечно, толчком всему послужила война с Грузией. Решение абхазского народа одно: в составе Грузии мы больше находиться не будем, будем строить свое независимое государство. Поддерживаем самые тесные отношения с Российской Федерацией, интегрируем свою экономику, но мы будем строить свои отношения со всеми как независимое государство.



Олег Кусов: Говорил президент самопровозглашённой Республики Абхазия Сергей Багапш.


История плохой помощник для решения сегодняшних проблем, полагает государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.



Темур Якобашвили: Мне вчера подарили книгу, в которой в двести раз больше аргументов, чем абхазы приводят, почему Абхазия должна быть в грузинском государстве. Так что это все-таки давайте оставим историкам играть этими играми, а мы обязаны заботиться о судьбе наших детей, мы должны заботиться о судьбе будущих поколений и тех поколений, которые должны жить.



Олег Кусов: Но все-таки, можно сегодня говорить о каких-то сроках решения проблем в Абхазии, в Южной Осетии?



Темур Якобашвили: Я могу сказать, как только, так сразу. Потому что это та сфера, где обозначить дату, наверное, было бы несерьезно, нужно обозначить какой-то период времени. Мне кажется, что до Олимпиады все решится.



Олег Кусов: От кого сегодня зависит решение проблемы Абхазии?



Темур Якобашвили: Я думаю, что зависит от грузин, от абхазов, от русских, от международного сообщества, от беженцев, временно перемещенных лиц из Абхазии. Сказать о том, что единственная проблема в России, было бы неправильно. Потому что Россия, мне кажется, один из ключей решения, а не единственный. Может быть самый большой, но один из.



Олег Кусов: В решение абхазской проблемы, помимо Москвы и Тбилиси, может сыграть свою роль и Анкара, полагает заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.



Алексей Власов: Прежде всего это решение будет найдено в формате отношений между Россией и Грузией. Если брать международный аспект этого вопроса. Но в последнее время возникает ощущение, что есть и другие достаточно серьезные игроки, которые также могут быть включены в решение этого конфликта. Прежде всего, конечно, я имею в виду Турцию, потому что существует договор 22 года, по которому безопасность Абхазии гарантирует Турция. Он нем, конечно, мало кто вспоминает, может быть не вспомнят как о юридическом документе в ближайшее время, но противоречия между Россией и Грузией в принципе могут подтолкнуть Абхазию к более тесному взаимодействию с Турцией. И этому, кстати говоря, способствует то, что на территории Турции проживает очень многочисленная и влиятельная абхазская диаспора. Выходцев с Северного Кавказа там цифры разные называются в Турции, до 7 миллионов. И считается, что абхазская диаспора наиболее сплоченная и авторитетная в Турции из северокавказских диаспор. Как я полагаю, они тоже могут способствовать установлению более тесных экономических, а в перспективе политических отношений между Абхазией и Турцией. Но это в том случае, если абхазское руководство сочтет, что Россия не в состоянии обеспечить интересы прежде всего абхазской элиты и нужно прибегнуть к помощи других игроков.



Олег Кусов: Говорил заместитель директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.


XS
SM
MD
LG