Ссылки для упрощенного доступа

В нескольких российских городах прошла "Неделя против гомофобии"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Кирилл Кобрин: "Неделя против гомофобии" с 25 по 31 марта проходит в нескольких российских городах. Ее цель - обратить внимание на проблему гомофобии и ее опасности для всего общества. Неделя продолжает традицию ежегодных просветительских акций, начатую Европейской неделей против гомофобии в марте 2007 года.



Татьяна Вольтская: Гомофобия, как социальная проблема, так определили главное направление своей просветительской деятельности петербургские активисты ЛГБТ-движения. Почему они считают, что нетерпимость к сексуальным меньшинствам негативно влияет на разные сферы общественной жизни, объясняет исполнительный директор российской сети ЛГБТ-организаций Игорь Петров.



Игорь Петров: Задача этой недели, как и всей, в общем, нашей деятельности, это объяснить людям, что гомофобия - это не только проблема геев и лесбиянок, это проблема всего общества. Сегодня неприлично, например, открыто заявлять о том, что вы ненавидите негров, кавказцев и так далее, публично. А вот о том, что вы считаете, что геев надо изолировать, у нас в СМИ заявить можно. Именно поэтому неофашистские организации именно через гомофобию в России легализуются.


Простой пример. В 2006 году никому неизвестная группа РОНС прославилась тем, что громила гей-клубы в начале мая 2006 года в Москве, а потом участвовала в разгоне так называемого гей-парада. Через месяц люди из этой организации взорвали Черкизовский рынок. То же самое у нас было в прошлом, 2007 году, когда некие георгиевцы сначала начали патрулировать скверы у памятников героям, чтобы якобы геев оттуда изгнать, потом там случилась почему-то большая драка между националистами и выходцами с Кавказа.



Татьяна Вольтская: То есть вы видите тесную связь между экстремизмом, расизмом и гомофобией.



Игорь Петров: Гомофобия - это часть ксенофобии, так же как и расизм, так же как и антисемитизм и так далее. То есть это ничем здесь не отличается, безусловно. На сегодняшний день, повторяю, неофашисты прикрываются гомофобией для того, чтобы скрыть от общества свои истинные цели. Сегодня геи, завтра будут все остальные.



Татьяна Вольтская: Этой проблеме в Петербурге был посвящен специальный круглый стол, где был представлен мониторинг дискриминации по признаку сексуальной ориентации гендерной идентичности, который проходит сейчас в России. Его проводит ЛГБТ-организации совместно с Московской Хельсинской группой.



Игорь Петров: Кстати, социологическое исследование показало, что Санкт-Петербург гораздо более толерантный город, чем остальная Россия, чем Москва. Как показали результаты этого исследования, либо геев и лесбиянок здесь больше, чем в остальной России, чем в других городах, либо они более открыты, потому что известно, что в среднем по России только 11 процентов россиян лично знакомы с геями и лесбиянками, в Петербурге 23 процента.


Мы объединяемся не по принципу сексуальных отношений, а по принципу дискриминированности и борьбы за равноправие.



Татьяна Вольтская: Игорь Петров подчеркивает в связи с этим, что и все акции ЛГБТ-организаций имеют целью не демонстрацию своей сексуальной ориентации, это акции в поддержку всех меньшинств. Говорит исполнительный директор Московской Хельсинской группы Нина Таганкина.



Нина Таганкина: Мы традиционно давно занимаемся мониторингом и делаем специализированные мониторинги, в первую очередь исследуем, например, ситуацию с положением социально уязвимых групп: инвалиды, заключенные, психиатрически больные. Вот их меньшинство, но они требуют с нашей стороны какой-то защиты, а чтобы их защитить, нужно знать, как соблюдаются их права. Но впервые мы рискнули заняться мониторингом соблюдения прав сексуальных меньшинств, поскольку нашли партнеров. У нас не было раньше партнеров среди ЛГБТ-сообществ, они достаточно закрытые, в большей степени проявления нарушений прав этих женщин, мужчин, они проявляются латентно. То есть мы не знаем о них, они не афишируют это. Поэтому, чтобы исследовать ситуацию, нужно было внедриться каким-то образом туда, то есть найти там партнеров. К счастью, нам повезло, что мы стали контактировать с российской сетью ЛГБТ-организаций и вместе мы разработали концепцию мониторинга, в 15 регионах мы с 1 февраля стартовали. В первую очередь мы будем исследовать, начиная с проявления дискриминации на законодательном уровне, потому что такое есть, будем мониторить уставы, опять-таки, доступные, различных организаций, в том числе религиозных и, собственно, как бы саму правоприменительную практику. То есть мы будем работать и брать интервью, фокус-группы, анализировать средства массовой информации, конкретно работать с жертвами, то есть потерпевшими, или это насилие непосредственно, или это дискриминация в области труда и других социальных проявлений дискриминация.



Татьяна Вольтская: Цель этого мониторинга - изменить ситуацию к лучшему. Показать, что ЛГБТ-сообщества не стремится пропагандировать свой образ жизни, что единственное, чего они хотят, быть такими же, как все.


XS
SM
MD
LG