Ссылки для упрощенного доступа

В Российской академии художеств открылась выставка произведений Бориса Мессерера


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Алексей Кузнецов: В Российской академии художеств открылась выставка произведений Бориса Мессерера. Этот проект посвящен 75-летию знаменитого театрального художника и 50-летию его творческой деятельности. Мессерер был одним из тех, кто в 60-70 годы прошлого века совершил революцию в сценографии.



Лиля Пальвелева: До прихода в театр «шестидесятников», таких как Боровский, Левенталь и Мессерер, советская сценография была исключительно реалистичной. Написано в ремарке «действие происходит в гостиной» - со всем старанием сооружали гостиную. С новым поколением театральных художников возникла новая мера условности. Теперь сценографы стали наравне с режиссерами полноправными создателями образа спектакля. Одна из самых известных работ Мессерера того времени - чрезвычайно графичная, с жесткими контурами «Кармен-сюита», где над сценой - как рок - нависала гигантская маска быка. На выставке в Академии художеств, среди ста других макетов и эскизов, - эскизы декораций и костюмов к этому балету. Вообще, Борис Мессерер создал так много (и не только в театре), что одной юбилейной выставкой не ограничишься. Неделей раньше состоялся его вернисаж в Музее личных коллекций. Слово автору...



Борис Мессерер: Вот выставка в Музее личных коллекций - это специально выставка чистой живописи, чистой графики и инсталляции. Принцип был один - что там театра нет. А здесь, наоборот, принцип, что только театр. Еще будет третья выставка - акварельная - в Третьяковской галерее 12 апреля.



Лиля Пальвелева: И театральных работ набралось бы не на одну выставку.



Борис Мессерер: Гораздо больше, конечно. Здесь только три зальчика всего выставлено, очень мало. Но что мне делать? Такие условия, приглашение такое было.



Лиля Пальвелева: Для экспозиции в Академии художеств Борис Мессерер отобрал по большей части работы, связанные с музыкальными театрами. География впечатляет: Большой и Маринка, Новосибирский и Ереванский оперные театры, да мало ли какие еще.



Борис Мессерер: Художник, вообще говоря, больше виден в музыкальном спектакле. Хотя я проработал десять лет во МХАТе главным художником, делал с Ефремовым крупные спектакли - "Борис Годунов", "Горе от ума" и так далее, но в балете, конечно, художник виднее.



Лиля Пальвелева: Быть может, наиболее полно (макетом и целой серией эскизов) представлен недавний балет в Большом театре. Это «Волшебный ручей» Шостаковича. В пышные декорации, в которых угадывается сталинский ампир декора ВДНХ, Мессерер вписал лозунги времен коллективизации. Приглядевшись, замечаешь, что среди агитационных текстов, вроде «Женщины в колхозах - большая сила» или «Тракторы и ясли - двигатели новой деревни», есть и вошедшая в историю брань в адрес композитора. «Сумбур вместо музыки», к примеру.


XS
SM
MD
LG