Ссылки для упрощенного доступа

«Переформатирование» оппозиции: «Яблоку» не нужна «Другая Россия»


В руководстве «Яблока» решили, что крики «долой!» мешают усилению либерально-демократической оппозиции
В руководстве «Яблока» решили, что крики «долой!» мешают усилению либерально-демократической оппозиции

Последние случаи давления на партию «Яблоко» (задержание в Петербурге и Пензе лидеров региональных отделений Максима Резника и Олега Кочкина, обвинения в адрес председателя Петрозаводского горсовета «яблочника» Василия Попова) политологи называют попыткой властей силовыми методами «переформатировать» оппозицию. Независимый политик и аналитик Владимир Рыжков не считает, что идет кампания по преследованию именно «Яблока»: скорее имеет место «процесс гонений на любые альтернативы».


«Возбуждаются уголовные дела против мэров, - говорит Владимир Рыжков, - мы знаем случаи преследования представителей «Справедливой России», в том числе в уголовном порядке, коммунистов. В целом режимы в регионах становятся более авторитарными и там просто давят всех, давят главных редакторов, среди которых могут оказаться и «яблочники». Василий Попов - и мы это прекрасно знаем – не столько лидер «Яблока» в Карелии, сколько лидер оппозиции. Он претендовал на пост мэра Петрозаводска, он претендовал на пост президента республики. То есть его давят не как «яблочника» в данном случае, его давят как представителя оппозиции. Что касается «Яблока», то действительно, на мой взгляд, происходит очень странная история. Те живые люди, которые остаются в «Яблоке» в регионах и занимают самостоятельную позицию, подвергаются все более жестоким преследованиям в рамках общего процесса преследования инакомыслия в стране. В то время как федеральное руководство «Яблока» занимает все более примирительную позицию в отношении к федеральной власти и призывает к диалогу с ней. Вот это у меня вызывает определенное удивление».


В субботу в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Новая повестка дня демократического движения». Форум называют очередной попыткой объединения демократических сил. По словам одного из организаторов конференции лидера питерского «Яблока» Максима Резника, объединение - действительно «конечная стратегическая цель». Но сегодня речь идет не столько о формальной регистрации новой организации, сколько об общей программе, которую демократы предлагают российскому обществу. Среди участников конференции лидер ОГФ Гарри Каспаров, диссидент Владимир Буковский, глава «Союза правых сил» Никита Белых, приостановивший свое членство в СПС Борис Немцов, правозащитники Лев Пономарев и Сергей Ковалев.


В то же время федеральное бюро «Яблока» фактически запретило участвовать членам партии в этой конференции. В интервью Радио Свобода первый заместитель председателя партии Сергей Иваненко сообщил, что «специальных решений» на этот счет бюро не принимало:


- Заседание бюро в прошлую пятницу было очередным. Решения там были приняты по вопросам техническим. А если говорить о политических вопросах, то решений как таковых принято не было. Основное время мы посвятили политической дискуссии. Разговор получился содержательный, но специальных решений никаких не принималось. Тем более, что касается таких организаций, как «Другая Россия» и им подобных, то все решения уже принимались, и они все действуют, и никакой необходимости принимать что-то новое мы не видим. И съезд рассматривал этот вопрос, и федеральный совет, и бюро. То есть решений у нас хватает. Суть этих решений состоит в том, что «Яблоко» не принимает участия в такой лево-правой коалиции с националистическим уклоном, в которую сегодня превратилась «Другая Россия» и не участвовать ни в каких организационных мероприятиях этой структуры.


- А вы не видите никаких изменений? Будет участвовать СПС, будет участвовать Немцов и часть представителей «Яблока» тоже хотело бы, я так понимаю, посмотреть за этой дискуссией.
- Я не вижу никаких изменений, те же самые лица с той же самой риторикой. Здесь нет никакой необходимости пересматривать решения.


- А как все-таки трактовать эти решения? Члены партии «Яблоко» не могут участвовать в петербургской конференции или они могут участвовать, но не могут участвовать в создании неких надпартийных, околопартийных структур?
- Пункт первый: нам не по пути с такого рода политиками, у которых отсутствует политика и она сводится к крику «долой». Пункт второй: члены партии абсолютно свободны принимать участие и ходить там, где они хотят, но участвуя в организационных мероприятиях этой структуры, они наносят политический ущерб партии. Тем более, что это сопряжено с тем, что средства массовой информации очень активно используют эту карту. Это еще ничего не означает, но просто в уставе есть норма, что за нанесение политического ущерба член партии может быть исключен из партии. Вот, собственно, все.


- Вы будете исключать, скажем, господина Резника или господина Амосова, если они будут участвовать в этой конференции?
- Мы исходим из того, что решения приняты, а дальше будем смотреть, как это все происходило, и как это выглядело. У нас были уже похожие сюжеты, мы посчитали возможным ограничиться, что называется, разговором и, кроме того, люди свою позицию модифицировали. А были противоположные сюжеты, когда мы в конце концов просто исключали человека, как это было с Навальным за участие в такой организации как «Народ». Хотя тоже его пример был активно использован некоторыми нашими «доброжелателями» для того, чтобы дискредитировать партию. Партия живой организм, у нас более 60 тысяч человек, бывают разные случаи.


- Как вы прокомментируете события в Пензе, где арестован лидер вашего регионального отделения Олег Кочкин и попытки задержания господина Большакова (активист молодежного «Яблока». – РС) в Москве?


- Мне кажется, что участившиеся случаи, цепочка, которая наблюдалась в последнее время, напрямую связана, как ни парадоксально, с борьбой очень влиятельных группировок в Кремле. Не секрет, что у одной из этих группировок есть желание немножко ослабить режим (по-разному говорят – либерализация, оттепель), но суть дела сводится к тому, что чуть-чуть отвинтить гайки. В рамках этого направления состоялась, в частности, встреча президента Путина с Григорием Явлинским, ряд других встреч, контактов, заявлений. Моя версия такая, что вторая группировка очень сильно испугалась такого усиления либерально-демократической оппозиции. Сегодня в организационном смысле она существует в единственном экземпляре – это «Яблоко». Вот эта демонстрация силы, которая наблюдается как раз после упомянутой встречи, является показателем того, что вторая группировка хочет продемонстрировать первой, чтобы она не увлекалась очень сильно.


- После этой встречи и после того как Максима Резинка выпустили из тюрьмы вы готовы активизировать, скажем, свое сотрудничество с ней?
- Я не совсем понимаю, что такое активизировать или пассивизировать сотрудничество. Но с властью у нас отношения были ясные и прозрачные с момента создания «Яблока». «Яблоко» проводит свою линию, и эта линия неизменна. За это нас, кстати, и ругали, что она неизменна за последние 15 лет. А власть колеблется, власть то подходит к «Яблоку», то отходит. Не мы колеблемся с генеральной линией, а генеральная линия туда-сюда мечется. «Яблоко» никогда не было маргинальной оппозицией и не будет. Есть люди, которые хотят заниматься борьбой с режимом, пожалуйста, мы не возражаем, пусть занимаются без нас, и нас не трогают. Потому что у меня сложилось впечатление, что вместо борьбы с режимом эта оппозиция последние четыре года только и борется что с «Яблоком».


Независимый политик Владимир Рыжков, несмотря на то, что не планирует ехать в субботу в Петербург, не соглашается с ярлыками, которыми наделяет участников конференции один из лидеров «Яблока». «Я увидел, - говорит он, - что практически не осталось отличий между речами Павловского в отношении оппозиции и речами Сергея Иваненко. Тот же набор клише – радикалы, маргиналы, деструктивные силы и так далее. Из этого же арсенала - наемники олигархов. Собственно говоря, произошла смычка между кремлевской диффамацией различных оппозиционных сил и риторикой «Яблока». Очень жаль. Потому что фактически Сергей Иваненко бьет и по своим, бьет в том числе по питерской организации «Яблоко» и по многим другим. Кроме того, он достаточно откровенно сказал о том, что они не ставят перед собой задачу борьбы с режимом. Раз они не ставят перед собой задачу борьбы с режимом, значит они встраиваются. Меня это не удивляет. Потому что я очень хорошо помню первый срок Путина, когда «Яблоко» активно поддерживало реформу Совета федерации, сокращение полномочий регионов, поддерживало новый партийный закон, поддерживало повышение барьера [для прохождения в Думу] до 7%, то есть очень многие антидемократические меры Путина «Яблоко» поддерживало, видимо, рассчитывая выиграть от этого как зарегистрированная партия. Вот эта логика сохранения себя как партии, логика встраивания в ту систему, которая существует - это вполне последовательная политика. И Сергей Иваненко прав, в этом смысле они последовательны. Единственное, как мне кажется, о чем сейчас стоит беспокоиться «Яблоку» – это о репутации партии. Даниил Коцюбинский (исполнительный директор Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга, член питерского бюро «Яблока». - РС), по-моему, сделал заявление о том, что репутационные издержки такой линии слишком велики, и он выходит из партии. Но опять-таки это дело «Яблока», я здесь не собираюсь давать оценок. Я могу лишь только сказать, что по-прежнему считаю, что в «Яблоке» было, есть огромное количество порядочных бескорыстных, идеологически очень близких мне людей. И я просто желаю «Яблоку» и этим людям найти правильный выход из этой ситуации.
XS
SM
MD
LG