Ссылки для упрощенного доступа

Грузия и Украина уверены, что получат статус кандидатов на вступление в НАТО в декабре


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Любовь Чижова и Евгения Назарец, в Киеве - Владимир Ивахненко, в Тбилиси - Георгий Кобаладзе.



Андрей Шароградский: На саммите в Бухаресте Украине и Грузии не был предоставлен статус кандидата на вступление в НАТО. Но к этому вопросу пообещали вернуться в декабре. Данный результат, судя по первой реакции, вполне удовлетворяет официальные Киев и Тбилиси. Там считают, что Североатлантический союз не предоставил странам статус кандидата под давлением России, но через несколько месяцев позиция НАТО изменится.



Любовь Чижова: Позицию России по поводу предоставления бывшим советским республикам статуса кандидата на вступление в НАТО на саммите в Бухаресте обозначил помощник российского президента Сергей Приходько. Он сказал, что «Россия озабочена продолжающимся расширением НАТО, и особое беспокойство на данном этапе вызывает продавливание Плана действий для членства Украине и Грузии». Саммит решил отложить вопрос о возможном присоединении этих стран до декабря. И на Украине, и в Грузии эту информацию расценивают одинаково оптимистично: цель почти достигнута, причин для беспокойства нет.


Из Киева передает корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко.



Владимир Ивахненко : Принципиальное согласие всех 26 государств организации на будущее вступление Украины в НАТО президент Виктор Ющенко назвал "важной победой" официального Киева. Победу празднует и украинская оппозиция. В том, что Украине отказали в получении статуса кандидата в члены НАТО противники власти называют и своей заслугой. Решение саммита Североатлантического союза в Бухаресте оппозиционная Партия регионов отметила антинатовскими митингами и концертами в восьми городах, в том числе в Донецке, Харькове, Севастополе и Киеве. Сторонники же евроатлантической интеграции из партии «Пора» пикетировали вчера в украинской столице посольства Франции и Германии - главных противников начала процесса присоединения Украины к НАТО. Вот как комментирует результаты бухарестского саммита политолог Андрей Ермолаев...



Андрей Ермолаев : Старой Европе не удалось убедить НАТО в полном отказе, России не удалось навязать НАТО свою позицию. В этой связи мне кажется, что каждая из сторон имеет свои потери. Но все теперь в руках украинской элиты. В этом уникальность момента. Либо же произойдет очередная политическая метаморфоза и произойдут изменения власти, и к власти придут политические силы, которые выступают за сбалансированную политику, за сохранение равновесия в Европе, ориентированные на новое равновесие, которое будет создаваться в ближайшую пятилетку, ориентированные на идею новой европейской безопасности, но это тогда необходимо сделать в течение года, а значит, это возможно только путем форсирования досрочных выборов, причем, прежде всего президентских.



Любовь Чижова: Грузинские эксперты полагают, что отказ НАТО предоставить стране план действий для вступления в союз объясняется влиянием России. Однако президент Грузии Михаил Саакашвили утверждает, что Москва смогла лишь отсрочить принятие окончательного, положительного для Грузии решения. Подробности – у корреспондента Радио Свобода в Тбилиси Георгия Кобаладзе.



Георгий Кобаладзе : До последнего момента в Тбилиси были убеждены, что Грузия всё-таки получит на бухарестском саммите План действий по вступлению североатлантический альянс. Уверенность властей и большинства экспертного сообщества основывалось на вере во влияние США. В то же время грузинские политики и общественные деятели бурно критиковали те европейские страны (особенно Германию), которые выражали скептицизм в связи с готовностью Грузии, имеющей на своей территории два неурегулированных конфликта, готовых вспыхнуть в любой момент, стать официальным кандидатом в члены Североатлантического союза.


Что касается самого решения совета НАТО, президент Саакашвили уже заявил, что рубикон перейден, и Грузии, по его словам, не отказали в членстве, а лишь отсрочили окончательное решение до декабря. Руководитель Центра стратегических исследований Петр Мамрадзе считает, что важную роль при принятии решения в Бухаресте сыграл фактор России, но это не помешает Грузии в будущем вступить в НАТО даже без урегулирования конфликтов.



Петр Мамрадзе : Конечно, самый главный фактор - это фактор России, которая управляется чекистами и капиталистами - вот самое точное определение политического руководства России. Но Россия - это громадная страна. Это главный поставщик энергоносителей на Запад. И не удивительно, что в первую очередь европейские страны считаются с фактором России.



Георгий Кобаладзе : По мнению наблюдателей, сам факт внесения вопроса о членстве в НАТО Грузии внесён в повестку дня мировой политики - значительный успех президента Саакашвили, и он обязательно воспользуется этим в ходе предвыборной кампании в преддверии майских парламентских выборов.



Любовь Чижова: Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов уверен, что до декабря – времени следующего рассмотрения вопроса о предоставлении Украине и Грузии статуса кандидата на вступление в Североатлантический союз – Россия попытается укрепить свои позиции в этих страна. Впрочем, коренным образом в отношениях России, Украины и Грузии ничего не изменится, сказал Федор Лукьянов в интервью моей коллеге Евгении Назарец…



Федор Лукьянов: Главную роль, безусловно, сыграла позиция стран - членов НАТО. Но страны - члены НАТО заняли эту позицию в результате усилий российской дипломатии, поскольку Россия занимала и продолжает занимать очень жесткую, определенную позицию, намекает на самые разнообразные осложнения в случае принятия этого решения, и по ряду, я бы сказал, конъюнктурных причин правительства ряда западноевропейских стран, прежде всего, Германии и Франции, еще некоторых решили, что это несвоевременно.


К конъюнктурным причинам я бы отнес две. Это, во-первых, тот факт, что в России меняется власть, и конечно, начинать взаимоотношения с новым лидером с такого, безусловно, негативного сигнала - это задать очень неблагоприятный тон для всего дальнейшего общения. И второе, Европа очень рассчитывает начать в ближайшем будущем переговоры с Россией по новому базовому соглашению между Евросоюзом и Российской Федерацией, там будут обсуждаться вопросы энергетической безопасности.



Евгения Назарец: А откладывание принятия такого решения - что это значит для России, не только для ее политической элиты, руководства, но, может быть, можно как-то спроецировать это и на общественное мнение?



Федор Лукьянов: Я думаю, что в России общественное мнение воспримет это с большим удовлетворением, поскольку здесь это, конечно, будет приписано исключительно твердой, решительной и верной позиции дипломатии и Путина лично. Я очень сомневаюсь, что это окончательно решение. Конечно, вопрос о "дорожных картах" для Украины и Грузии будет поднят вновь, наверное, уже на следующем саммите, который, кстати, будет юбилейным, и его наверняка захотят ознаменовать чем-нибудь заметным.



Любовь Чижова: Федор Лукьянов полагает, что, помимо вопроса о статусе кандидата для Украины и Грузии, на саммите НАТО есть и другие важные вопросы, которые касаются России. В частности, он уверен, что Владимир Путин обратит серьезное внимание на предложение об объединении систем противоракетной обороны России, США и других стран НАТО, что в будущем может привести к взаимовыгодному военному сотрудничеству.


XS
SM
MD
LG