Ссылки для упрощенного доступа

Белый дом ужесточает стиль общения с журналистами


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Александр Гостев: Новые правила для работы журналистов в Доме правительства в Москве: с сегодняшнего дня в российский Белый дом прекращен свободный проход аккредитованных корреспондентов. Официальная версия - технологический прогресс: сообщения из правительства теперь будут оперативно доходить до журналистов по факсу и электронной почте, а также публиковаться на сайте пресс-службы. Эксперты однако считают, что в Белом доме готовятся к встрече Владимира Путина: новые ограничения для журналистов напоминают те, которые уже действуют в Кремле.



Любовь Чижова: Журналисты правительственного пула, освещающие деятельность кабинета министров, теперь не смогут заходить в Белый дом так часто, как им хочется: всю оперативную информацию им будут присылать по факсу и электронной почте, также она будет размещаться на сайте пресс-службы. Кроме того, дежурный сотрудник службы будет отвечать на вопросы журналистов по телефону. Корреспонденты будут приглашаться лишь на пресс-конференции, но проходить на них будут в сопровождении сотрудников ФСО (Федеральной службы охраны). Также организованно их будут выводить с пресс-конференций. Свободный доступ журналистов в кабинеты чиновников и буфет отныне запрещен. О том, почему приняты новые правила, Радио Свобода рассказал пресс-секретарь Виктора Зубкова Юрий Колицкий.



Юрий Колицкий: Просто оптимизация работы с прессой, вот и все. Журналистов будут пускать в Белый дом, они будут приходить, как это раньше было, их будут обзванивать, их будут приглашать на мероприятия, они будут точно так же приходить, они будут присутствовать в таком же режиме, как это было и раньше, в таком же порядке. Единственное, что изменяется, раньше существовал список журналистов, согласно которому они в любое время фактически дня и ночи могли прийти в Белый дом, независимо оттого, приходят ли они на мероприятие или они приходят, условно говоря, просто так. Все нововведение заключается только в этом, просто теперь этого списка не будет. Просто в силу того, что есть в Белом доме своя пресс-служба, которая способна обзвонить журналистов, способна обеспечить их присутствие на мероприятиях, не будет этого списка, по которому они в любое время могли прийти в Белый дом, как бы надо им, не надо это и так далее. Согласитесь, что, наверное, даже к вам на Радио Свобода без заказа соответствующего пропуска никто не приходит.



Любовь Чижова: Юрий, эксперты говорят, что Белый дом опасается очень утечки информации от чиновников и именно поэтому вводятся такие правила.



Юрий Колицкий: Если вы беседуете с журналистами нашего пула, они все вам четко как бы или, по крайней мере, я думаю, что они повторят вам то, что они говорили нам, что они не занимаются хождением по кабинетам, скажем так, сбором информации. Согласитесь, это глупо. Ведь они же получают ее все равно тогда, когда они приходят в Белый дом на мероприятие.



Любовь Чижова: Не так давно журналистка Анастасия Самоторова работала в издании "РБК daily " и входила в правительственный пул. После ее статьи «От буфета до туалета», в которой она рассказала, что правительство становится все более закрытым для СМИ, Анастасию сначала премировали, а потом вынудили написать заявление об уходе. Свободного доступа в Белый дом у журналистов не было никогда, вспоминает девушка. Существовал список корреспондентов, которые освещали деятельность правительства. Попасть в этот список считалось большой удачей для представителей негосударственных средств информации. Теперь отбор будет еще более жестким: за этим будут следить сотрудники ФСО. Продолжает Анастасия Самоторова…



Анастасия Самоторова: Как таковой аккредитации при правительстве не было. Был этот список Ц-27, в который входило, может быть, 20-25 журналистов. Список этот всегда лежал на вахте, по нему журналист приходил и мог проходить в здание правительства, я не помню время, по-моему, с 9-ти до 18-ти часов. Добиться включения в этот список стоило больших трудов, скажем так, неприближенным особам, неприближенным СМИ. Например, туда, естественно, входили "Российская газета", государственные информационные агентства, государственные телеканалы, представители, но добиться, например, чтобы туда включили "Независимую газету" или "РБК daily " , или частное информационное агентство было очень сложно, но в принципе люди добивались этого, они входили. Журналисты по этому списку могли входить в здание правительства. В здании правительства никогда не было установлено такого, чтобы ты туда приходил и туда, туда, туда не смог ходить. Там была закрыта только премьерская зона, то есть только к премьер-министру непосредственно ты не мог заходить. Там журналист мог зайти и в приемную к Жукову, и ко всем чиновникам и никому об этом не отчитываться. Там в правительстве была комната для информационных агентств. Вот отдельный кабинет, в котором сидели журналисты, стояли компьютеры, туда можно было приходить, сидеть, спрашивать, что нового, что происходит. То есть журналисты там постоянно присутствовали.


Теперь схема следующая будет. Эту комнату тоже разгоняют, то есть журналистов там не будет, в этой комнате. Будут рассылаться пресс-релизы, на основании которых будут делаться какие-то информации. Упразднили список Ц-27, перед каждым мероприятием будут составляться списки новые каждый раз, по этим спискам журналисты будут проходить в здание, их будут внизу встречать фэсэошники, служба охраны ФСО, будет препровождать в зал, ни вправо, ни влево, ни в какой кабинет, ничего, мероприятие заканчивается, журналистов скопом выводят оттуда. Все.


Проблема в том, что раньше можно было либо подойти к кому-то после заседания, выяснить, какие-то цифры уточнить, либо еще что-то. Это как бы кремлевская схема, по которой кремлевские корреспонденты работают. Видимо, они под Путина это дело так подстраивают, перестраивают.



Любовь Чижова: Заместитель председателя российского Союза журналистов Игорь Яковенко также считает, что Белый дом готовится к премьерству Владимира Путина и поэтому ужесточает стиль общения с журналистами. Но большой беды в этом не видит: сообщения из Белого дома в последние годы особой сенсационностью не отличались.



Игорь Яковенко: Я думаю, что этот шаг назад в информационной открытости власти связан с приходом в Белый дом ныне действующего президента Путина. Просто у Владимира Владимировича Путина есть сложившийся стиль общения с прессой, этот стиль сложился и является проявлением тех профессиональных деформаций, которые связаны с его предыдущим местом работы, имеется в виду работа в Комитете государственной безопасности. То есть всякое общение с прессой, с журналистами он воспринимает как некую спецоперацию. Это сложившийся стиль и, в общем, я думаю, что он теперь будет стилем Белого дома. Это то, что совершенно очевидно.



Любовь Чижова: Не сказать, что в последнее время из Белого дома поступала какая-то сенсационная информация, все было отфильтровано. Что изменится еще?



Игорь Яковенко: На самом деле из Белого дома не поступало сенсационной информации, но, тем не менее, журналисты имели возможность общаться с сотрудниками и не ограничиваться только пресс-релизами. Какая-то информация поступает. Вообще, характер поступления информации из органов власти гетерогенен, есть разные слои, каналы поступления информации. Иногда люди ограничиваются только пресс-релизами, иногда общаются с сотрудниками и что-то понимают то, чего невозможно понять, если ограничиваться только пресс-релизами. Сейчас эта информация будет в большей степени закрыта, в большей степени официальна. Белый дом превращается, извините за неудачное сравнение, в такой черный ящик, из которого информация будет очень дозирована, что там внутри происходит, будет понять сложнее.



Любовь Чижова: Эксперты полагают, что новый режим работы правительства приведет к увеличению числа утечек и анонимных сообщений из Белого дома.


XS
SM
MD
LG