Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Все больше жителей Варшавы участвует в общественно-полезных работах


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемишевский.



Олег Винокуров: Все больше жителей Варшавы в последнее время участвуют в городских общественно-полезных работах, причем не как лет 20-30 назад, во времена ПНР, в принудительном порядке, а добровольно.



Александр Лемишевский: Об организации под названием «Я - Висла» я узнал случайно - в одной из варшавских газет в разделе «Чем заняться в выходной день» была заметка о группе людей, которые приглашают горожан строить плоты для уток. Плоты для уток? «С собой взять по возможности топор», - говорилось в заметке.


Топором работать не доводилось очень давно, дело показалось интересным, да и сын - коллекционер игрушечных уток - сразу потянул в парк на берегу Вислы, совсем недалеко от нашего дома. На месте мы застали около двух десятков человек самого разного возраста и социального положения: от пенсионеров в рабочей одежде, до голубых воротничков, у которых, возможно, и одежды-то соответствующей для такого случая, не имеется.



Януш: Стены домов, дороги городские поглощают и тепло, которое есть в нас. Я вот, например, работаю чуть ли не по 12 часов в день в офисе: звонки, встречи, переговоры. После работы - бокал вина и спать. Утром все с начала. И так без конца. Ничего не вижу, в принципе, кроме работы. А здесь - все совсем другое. Вода, солнце, спокойствие. Уличного движения немного. Это ведь центр города, а такое ощущение, что за городом где-то, или в лесопарке .



Александр Лемишевский: Говорит 40-летний Януш, начальник отдела продаж одной из варшавских фирм, производящих продукты питания.


Участники мероприятия рубили сухую лозу на примерно полутораметровые куски, складывали в кучи и связывали их веревками. Затем на надувной лодке такие плоты развозили в разные места канала, где живут утки. Вместо якоря использовались камни, которые держали плот в нужном месте.



Студентка: Я бы, наверное, посмеялась еще несколько лет назад, если бы мне сказали, что буду плоты для уток делать! Да и одноклассники бы не поняли некоторые. А теперь я учусь в университете, многое иначе воспринимаю, и с удовольствием хожу на такие мероприятия. Хотя и теперь не все понимают, зачем просто так работать, делать что-то. Сегодня подошла к нам женщина и говорит, мне кажется, что вы из муниципальной полиции!



Александр Лемишевский: Сделав свой плот, люди уступали место другим желающим - на всех не хватало топоров и колодок.


С Пшемыславом Пасеком, председателем организации или, точнее, фонда «Я - Висла», поговорить в тот день не удалось - он был так занят среди лозы, топоров, веревок, отвечал на вопросы все новых желающих подключиться к работе, что попросту не хотелось мешать. Через некоторое время, опять же в выходной день, я позвонил господину Пасеку, но, как оказалось, он снова с коллегами был на «субботнике». На этот раз - уборка опушек одного из заповедников вблизи Варшавы.



Пшемыслав Пасек: Есть около 15 человек. Убираем заповедник. Конечно, мы не в состоянии убрать 500 гектаров, но это не так важно. Наша акция, кроме того, что принесет конкретный результат - мешков 30 мусора насобираем - так еще и воспитательный момент в ней есть. Местные жители, рыбаки смотрят на нас. Я уверен в том, что каждый должен делать потихоньку свое дело - стратегия малых шажков, тогда и другие будут смотреть и делать подобные вещи у себя.



Александр Лемишевский: На вопрос, как родилась инициатива «Я - Висла», Пшемыслав ответил, что это «долгая история», но в двух словах можно сказать, что несколько человек случайно нашли в Висле корпус старой деревянной яхты и решили его восстановить. Во время работ у них «открылись глаза» на то, как загрязнено побережье Вислы, сама река, и они решили действовать.



Пшемыслав Пасек: Совсем разные люди у нас, срез общества, так сказать. Это люди разных профессий, которых, кроме природы, зачастую интересуют совершенно разные вещи. Чаще всего к нам приходят через знакомых. Кто-то примет участие в нашей акции и скажет коллеге по работе, слушай, это классно, идем вместе! Людей приходит много, а ядро группы создается из наиболее энергичных, инициативных. Вот так и работаем!



Александр Лемишевский: Если перечислить несколько последних мероприятий, организованных фондом, то это, кроме плотов для уток, очистка набережной Вислы от мусора, а речной воды - от топливных пятен, окучивание деревьев в русле реки, в общем, все вокруг Вислы. Как записано в уставе организации: «Чтобы охранять королеву рек польских, и радость от общения с ней возвращать».


А не сталкивались ли члены фонда во время своих акций, например, с непониманием или сарказмом в стиле «что это, взрослым образованным людям делать нечего, кроме как уткам и бобрам помогать?»



Пшемыслав Пасек: Это может выглядеть странно, но ведь общество странно само по себе. Тем не менее, есть множество людей, которые думают шире и понимают, что сделать что-то полезное просто так - это здорово, и такие люди участвуют в наших акциях.



Александр Лемишевский: Фонд «Я - Висла» активно и, что важно, успешно сотрудничает с органами местного самоуправления - выигрывает конкурсы на дофинансирование, организует совместные проекты с властями определенных районов Варшавы. Безусловно, акции фонда напоминают «добровольно-принудительные субботники», которые организовывались в Варшаве во времена коммунистической Польской Народной республики.



Пшемыслав Пасек: То, что было раньше у нас, когда сгоняли людей на общественно-полезные работы, это извращение идеи. Ведь сама идея гораздо старше коммунистической системы. Прототипы нашей организации были уже в XIX веке. Так что предыдущая система абсолютно извратила эту идею .



Александр Лемишевский: В минувшем году в акциях, организованных фондом «Я Висла», приняли участие около 10 тысяч человек. Интересно, удавалось ли лет 20 назад собрать столько на субботники "добровольно-принудительные"?


XS
SM
MD
LG