Ссылки для упрощенного доступа

Суд отказался удовлетворить жалобу журналистки Натальи Морарь


Наталья Морарь
Наталья Морарь

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.

Андрей Шарый: Сегодня Мещанский суд Москвы отклонил иск журналистки российского издания New Times Натальи Морарь к Федеральной службе безопасности. Напомню, Морарь безуспешно добивается возвращения в Россию. Ее уже дважды не пустили в страну, даже после того, как она вышла замуж за российского гражданина, тоже журналиста.

Марьяна Торочешникова: Слушания в Мещанском суде начались пусть и с вполне формальной, но вызвавшей в публике смешки процедуры. Судья, открывшая заседание, поинтересовалась, почему в зале не присутствует сама заявительница Наталья Морарь, на что адвокату Юрию Костанову ничего не оставалось, как объяснить, что Морарь вот уже почти четыре месяца не пускают на территорию России по распоряжению ФСБ, именно это и является поводом для судебного разбирательства. Впрочем, по словам супруга Натальи Морарь Ильи Барабанова, таких очевидных неискушенным в судебных процедурах людям нелепиц хватало.

Илья Барабанов: Представители ФСБ задавали очень странные вопросы. Например, они спрашивали, насколько Костанов уверен в том, что Наташа действительно работала в журнале New Times , притом, что незадолго до этого к делу была приобщена справка из редакции о том, что она была принята на работу тогда-то и является штатным сотрудником. Они интересовались, "насколько мы можем быть уверены в том, что Наташа проживала в Москве", хотя адрес ее регистрации, опять-таки, есть в деле. Они задавали такие странные вопросы, не очень понятно, зачем.

Марьяна Торочешникова: Позже начавшиеся в открытом судебном заседании слушания по ходатайству представителей ФСБ были объявлены закрытыми. Оказалось, что в деле содержатся секретные документы и бумаги с грифом "для служебного пользования". Так что ни мужу Натальи Морарь, ни пришедшим в суд репортерам не удалось услышать, чем конкретно так провинилась журналистка New Times , раз ФСБ, до того не имевшее к ней никаких претензий, объявило ее пребывание на территории России нежелательным.

Илья Барабанов: Единственное, что проливает немного света на причину произошедшего в декабре, это то, что, по словам, опять-таки, представителей ФСБ, Наталья Морарь занималась в России деятельностью, не соответствующей статусу журналиста. То есть, что имели в виду эти господа, остается по-прежнему загадкой, но это хотя бы уже какая-то первая зацепка, учитывая, что истекает скоро четвертый месяц, как Наташу не пускают. Вот на истечении четвертого месяца мы хотя бы узнали, что, оказывается, по мнению ФСБ, она занималась какой-то ненадлежащей для журналиста деятельностью. Что это, может быть, будем, конечно, выяснять дальше. Может быть, это удастся выяснить в ходе рассмотрения апелляции в Мосгорсуде или когда-то позже, но я все-таки надеюсь, что какой-то свет прольется на эту таинственную историю.

Марьяна Торочешникова: По мнению адвоката Натальи Морарь Юрия Костанова, ФСБ не предоставило никаких серьезных аргументов в пользу того, что пребывание Морарь на территории России представляет угрозу государству и безопасности граждан.

Юрий Костанов: Я считаю, если к человеку применяют меры, соразмерные с уголовным наказанием, то ему обязаны объяснить, в чем он настолько провинился, что его надо так наказывать. У них совершенно другой подход. Мы с вами пляшем от прав человека, а они пляшут от мифической совершенно уже теперь, на мой взгляд, обязанности защищать нашу с вами безопасность. Ничего такого о действиях самой Наталья Морарь, которые можно было бы поставить в вину, нам никто не предъявил.

Марьяна Торочешникова: И все же суд отказался удовлетворить жалобу Натальи Морарь, правда, пока не известно, чем руководствовалась судья Синичкина, вынося решение: сегодня была оглашена только резолютивная его часть. Сама Наталья Морарь назвала отказ в удовлетворении жалобы вполне предсказуемым.

Наталья Морарь: Они скорее бы меня удивили, если бы эту жалобу удовлетворили. Мы, безусловно, намерены продолжать всеми законными способами доказывать незаконность решения Федеральной службы безопасности.

Марьяна Торочешникова: В декабре прошлого года сотруднице российского журнала New Times Наталье Морарь, которая, не имея российского гражданства, на законных основаниях работала в Москве и возвращалась из командировки в Израиль, было отказано во въезде на территорию России. В феврале этого года Наталья Морарь вновь попыталась въехать в страну, но теперь уже как супруга гражданина России. Однако и на этот раз ей было отказано. Молодоженов задержали в аэропорту Домодедово и после почти двух суток, проведенных в специальной секции аэропорта, Наталье Морарь пришлось вернуться в Молдавию.

С формальной точки зрения, пограничники действовали абсолютно законно, поскольку у России есть право без объяснения причин отказывать иностранным гражданам во въезде. Однако у истории с Морарь есть своя подоплека: ее неприятности с российскими спецслужбами начались после публикации в журнале New Times статьи под заголовком "Черная касса Кремля".

XS
SM
MD
LG