Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Обряд конфирмации в Дании


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Копенгагене Сергей Джанян.



Алексей Кузнецов: Датская народная церковь по-прежнему играет важную роль в общественной жизни этой страны - сегодня её членами официально являются более 80 процентов жителей.


Об этой бережно соблюдаемой в Дании церковной традиции - рассказ скандинавского корреспондента Радио Свобода Сергея Джаняна.



Сергей Джанян: Одно из семи христианских таинств - таинство миропомазания, называемое также конфирмацией, знаменует собой дар Святого Духа, укрепляющий верующего в его новой духовной жизни. В православии таинство это совершается одновременно с крещением, а в католической традиции - в более поздние годы детства и отрочества, по достижении верующим так называемого "возраста распознания". В протестантизме же понимание таинств иное, и Датская лютеранская церковь трактует конфирмацию как акт сознательного и свободного выражения личной веры человека в Бога. Полномочия для проведения конфирмации имеет любой датский пастор, а сам обряд окончательного введения в состав церковного общества состоит из исповедания веры конфирмуемым, обращённой к нему нравоучительной речи священника и молитвы о нём. Говорит приходской пастор Фюнской епархии Торкильд Йенсен...



Пастор Торкильд Йенсен : Обряд конфирмации в Дании появился в XVIII веке при короле Кристиане VI . Будучи человеком весьма учёным и набожным, монарх этот был рьяным приверженцем идей пиетизма - это мистическое течение в лютеранстве ставило больший акцент на личном переживании общения с Богом и самостоятельном изучении Писания, нежели доскональном соблюдении церковных обрядов. В течение всего своего правления король Кристиан старался распространить идеи пиетизма среди своих подданных. И хотя чрезмерная религиозность и недостаток личного обаяния создали ему имидж одного из самых непопулярных королей Дании, тем не менее, знаменательным итогом правления этого монарха стало введение конфирмации 13 января 1736 года.



Сергей Джанян: Лютеранская Реформация сделала акцент на сознательном исповедании христианами своей веры и, соответственно, появилась нужда в обучении молодого поколения, прежде чем оно вступит в полноправные члены общины. Королевский указ определял конфирмацию как процедуру, обязательную для всех поданных монархии, независимо от их положения в обществе - при этом, ещё до совершения обряда будущие конфирманты обязаны были пройти курс обучения по катехизису, содержащему краткое изложение основ христианской веры. Лишь после того, как подросток демонстрировал удовлетворительные познания в христианстве, он допускался к конфирмации. А церковный обряд этот имел исключительное значение, поскольку наделял юного христианина гражданским правами, необходимыми для вступления во взрослую жизнь .



Пастор Торкильд Йенсен : Ещё до середины прошлого века конфирмация оставалась важнейшим событием в жизни датского подростка. Провалить экзамен на знание веры было не только болезненным ударом по детскому самолюбию, но и здорово било по родительскому кошельку - ведь за повторный курс обучения у священника полагалось платить, а без получения свидетельства о конфирмации практически невозможно было начать работу и содержать самого себя. Человек, н е прошедший конфирмацию до 19 лет, не имел права заводить семью, быть крёстным или свидетельствовать на суде. Если же тест на христианство проваливался сознательно, то закон предписывал «заточить провинившегося в тюрьму на хлеб и воду».



Сергей Джанян: Вступлению во взрослую жизнь полагалось быть как можно более наглядным, именно потому и возникла традиция одарять конфирманта новой одеждой. Датские подростки получали в презент свой первый взрослый костюм - штаны, жилет и куртку, а девочки - настоящее, «дамское» платье.


Изначально дню конфирмации полагалось быть днём, побуждающим юного христианина к благочестивым размышлениям. Однако со временем акцент начал перемещаться в сторону праздничности, а уже к середине 1950-х годов конфирмационные торжества окончательно закрепились в датском обществе в качестве полноформатной традиции. Говорит бабушка конфирмантки Сесилии, датская пенсионерка Рут Биль...



Рут Биль: Конфирмация - это весьма значительное событие в жизни датчан. Ведь на празднества приглашается много гостей - родня дальняя и ближняя, друзья, знакомые - набирается, как правило, не меньше 50-60 человек. Такое количество гостей мало кто может принять у себя дома - поэтому приходится заказывать ресторан или банкетный зал. А ведь к этому ещё надо прибавить подарки конфирмантам, обновки младшим и старшим братьям и сёстрам, да и самим родителям следует приодеться. Так что конечный счёт за конфирмационный праздник может зашкаливать за все пределы разумного. Вот и приходится многим датским родителям копить деньги на конфирмацию ещё за 5- 6 лет до самого события…


Конечно, не обходится и без некоторой доли снобизма - с лимузинами напрокат и шампанским для всех по возвращении из церкви. Но, с другой стороны, у датчан в последние годы в связи с экономическим ростом завелось больше денег в карманах - отчего бы их не потратить, как хочется? Правил как проводить конфирмацию не существует, и размах празднества определяется в основном амбициями родителей…



Сергей Джанян: Другим важным событием, символизирующим переход во взрослую жизнь, является следующий после конфирмации день - в Дании он называется «синий понедельник». Официально день этот не является выходным, однако многие датские школы охотно поддерживают старинную традицию, отпуская новоиспечённых конфирмантов в самостоятельный тур по городу.


Однозначного ответа на вопрос, почему понедельник «синий», не существует. По одной из версий, название это пришло в датский язык из цехового сленга немецких красильщиков. В старину ткань окрашивали в синий цвет краской, добываемой из листьев вайды, а обработанный в воскресенье товар вывешивали сохнуть на весь понедельник - и ремесленники в это день не работали.


Служители датской церкви, да и сами датчане признают, что конфирмация со временем всё более утрачивает черты религиозного ритуала, становясь в большей мере общественным праздником - ранее такое уже происходило и с христианским Рождеством и с Пасхой. Однако существует ведь ещё и понятие «датскости», объединяющее жителей этой страны не хуже круговой поруки. И сохраняющаяся в обществе традиция конфирмации, как свидетельство принадлежности к «клану» датчан - ещё одно тому подтверждение.


XS
SM
MD
LG