Ссылки для упрощенного доступа

Отставка премьер-министра Ирландии. Партийные и личные интересы в политике


Ирина Лагунина: Несколько дней назад премьер-министр Ирландской республики Берти Ахерн объявил об уходе с поста. Это заявление стало неожиданностью не только для населения, но даже для близких соратников премьера, включая членов кабинета министров и высшего руководства его собственной политической партии Республиканцев. О завершении одной из самых успешных карьер в ирландской политике, а также о причинах и возможных мотивах этого решения - Елена Воронцова.



Елена Воронцова: Берти Ахерн занимал пост премьер-министра почти 11 лет. Впервые он был избран в 1997-м, став самым молодым лидером в истории Ирландии. Он выиграл и последние выборы и возглавил коалиционное правительство меньше года назад. Эту рекордную карьеру Ахерн строил, будучи чрезвычайно популярной фигурой. Несмотря на занимающий заголовки на протяжении двух последних лет крупный коррупционный скандал, Ахерн продолжает пользоваться горячей любовью населения страны. Срок своего ухода с поста премьер определил в начале мая, и можно предположить, что весь месяц 56-тилетнему политику предстоит купаться в лучах славы. В день объявления об отставке мировые лидеры один за другим отметили заслуги Берти Ахерна на своём посту. Бывший премьер-министр Британии Тони Блэр сказал:



Тони Блэр: Он сыграл ключевую роль в процессе перемирия в Северной Ирландии, он был одним из создателей нынешней ситуации. Мы работали над этим вместе почти десять лет. Он должен остаться в памяти, как политик, которому удалось трансформировать отношения между Ирландской республикой и Великобританией и, кроме того, модернизировать экономику Ирландии. При нём эта страна стала успешной, динамичной и влиятельной в международном сообществе. Вклад Ахерна для Ирландии огромен.



Елена Воронцова: Телевизионное обращение Блэра к Ахерну было эмоциональным:



Тони Блэр: Пожалуй, ни с одним другим премьером я не выпил столько чашек чая, продвигаясь часами шаг за шагом в переговорах. Берти всегда был готов преодолевать новые препятствия. Делами своими он доказал готовность брать на себя обязательства, готовность к пониманию и примирению. Спасибо, Берти.



Елена Воронцова: Ахерн войдёт в историю, как один из политиков, положивших конец кровопролитию в Северной Ирландии. То, что казалось невозможным жителям Британии и Ирландии какие-нибудь десять лет назад – прекращение терактов, полное разоружение ИРА, непримиримые противники, республиканцы и юнионисты, за одним столом, - стало реальностью благодаря, в том числе, дипломатическому таланту Берти Ахерна. Его готовность идти на встречи с Иэном Пэйзли, протестантским лидером Северной Ирландии; его блестящая способность вести переговоры; его умение не замечать угрозы и проклятья со стороны радикально настроенных членов протестантского сообщества в Ирландии – без этого долгожданный мир не пришел бы ещё долго. Встреча Ахерна и Пэйзли и была, собственно, ранним символом окончания конфликта. Теперь, когда два крупных архитектора перемирия – Ахерн и Тони Блэр оставили премьерские посты, они оба могут в скором будущем претендовать на пост президента ЕС.


Другая крупная заслуга Ахерна – это экономический скачок Ирландской республики за последние десять лет, феномен известный как «Кельтский тигр». Страна стала богаче, и впервые после многих десятилетий молодые люди не вынуждены больше эмигрировать в поисках работы. Кроме того, дипломатические победы Ахерна в решении международных вопросов за шесть месяцев его председательства в ЕС тоже вызвали множество похвал в его адрес со стороны таких фигур, как, например, Жак Ширак. И вот, 2-го апреля, стоя на ступеньках здания правительства, Ахерн заявил о том, что уход со сцены раньше срока – это его личное решение:



Берти Ахерн: Я полагаю, что нельзя допустить, чтобы моих коллег-министров отвлекала от работы непрекращающаяся шумиха, связанная с трибуналом, и по собственной воле решил уйти в отставку раньше срока. Я всегда буду готов признать, что делал ошибки в жизни. Но одна ошибка, которой я никогда не делал, – это обогащение за счет использования народного доверия ко мне. Я никогда не брал взяток, и ни одно из моих действий не может бросить тень на кабинеты, которые я когда-либо возглавлял. Я твёрдо знаю в глубине души, что не сделал ничего дурного и никого не обманул.



Елена Воронцова: Причина ухода Берти Ахерна с поста, однако, ясна. Последние годы в Ирландии тянулись судебные разбирательства, связанные с личными финансами Ахерна. Происхождение некоторых сумм остаётся туманным, законность оборота других и уплата налогов с нескольких крупных пожертвований – под вопросом. Трибунал, о котором говорил Берти Ахерн, – это основанный им самим специальный орган, занимающийся расследованием отношений между чиновниками, распоряжающимися разрешениями на строительство, и бизнесменами. Этот орган называется Магонский трибунал. В последние годы едва ли не каждый день в ирландской прессе появлялись новости, связанные с процессом над самим премьером. С начала процесса было точно известно, что еще в 1994-м году он получил, так сказать, «в подарок» около 15 тысяч фунтов стерлингов от друзей-предпринимателей.


В 2006-м году Берти Ахерн был вынужден признать, что в середине 90-х он, будучи тогда министром финансов страны, брал у друзей в долг крупные суммы, которые до сих пор не вернул. По его словам, средства были необходимы, чтобы покрыть расходы по бракоразводному процессу. По словам Ахерна: « Одно дело, говорить о ком-то, кто взял сотни тысяч в обмен на контракты и другие вещи, а совсем другое - если речь идет об относительно небольших суммах от друзей, которые знали, что им все вернут». Речь тогда шла о серии поступлений на счёт Ахерна составивших в общей сложности около 60-ти тысяч долларов. Трибунал пока не нашел доказательств того, что дававшие в долг (и отказавшиеся, по словам премьера, принять одолженное назад) получили какие-то услуги или привилегии.


Объяснения Ахерна своих банковских операций становились всё более размытыми, и доверия к его заявлениям оставалось всё меньше. Например, 50 тысяч ирландских фунтов были сняты со счёта премьера его тогдашней подругой, чиновницей Селией Ларкин. В ходе допроса Ахерн согласился, что такое событие запомнилось бы любому человеку, однако сам он каким-то образом забыл о снятии этой суммы со своего счёта и о том, кому он доверил эту операцию. Еще 30 тысяч фунтов всё та же Селия Ларкин получила от бизнесмена из Манчестера Майкла Уолла. Деньги пошли на ремонт дома, который вскоре купил премьер-министр. Осенью прошлого года решение премьера о повышении зарплат служащим правительственного кабинета встретило резкую критику. Назначенная сумма сделала бы Ахерна самым высокооплачиваемым политиком в Евросоюзе, но решение это пришлось отложить.


В прошлом Ахерн выиграл судебное дело по иску о клевете, однако журналист Эрмон Дарфри, давая показания позднее перед Магонским трибуналом, подтвердил, что предприниматель Оуэн О'Брайан сказал ему, что «позаботился» о том, чтобы получить одобрение Ахерна на строительство торгового центра в 90-е в Дублине. Многие моменты напоминают позднеперестроечную атмосферу в России. Когда слышишь, например, в выпуске новостей на одном и ирландских каналов, как «один из предпринимателей, пожертвовавших в прошлом деньги партии Ахерна, Падди О'Рейли по прозвищу Штукатурщик был впоследствии назначен руководителем избирательной кампании партии Фианна Файл». Собственно, Ахерна в последнее время не раз сравнивали с Горбачёвым, в том смысле, что историческая роль его как политика огромна, но никакие восхваления заслуг от международного сообщества не могут гарантировать, что политик уцелеет в домашних передрягах.


Отвечая перед трибуналом о происхождении средств, премьер утверждал, что поступления на его банковский счёт - это его зарплата. Через какое-то время выяснилось, однако, что средства поступали в британских фунтах стерлингов, так что зарплатой быть не могли. Что еще хуже – Ахерн был вынужден признаться перед трибуналом в том, что своими действиями он пытался ограничить доступ к информации, связанной с этими денежными поступлении в валюте на свой счёт, и что в предоставленных сведениях он скрыл часть информации о своих личных средствах.


Даже на этом этапе премьер-министр Ирландии в выступлениях перед прессой решительно стоял на своём.



Берти Ахрен: Я буду с удовольствием помогать разбирательству этих вопросов трибуналом. И я решительно отвергаю любые клеветнические предположения против моей чести. Никто не предоставлял трибуналу информации о своих личных финансах в столь полном объёме, как это делал я на протяжении нескольких лет. Безусловно то, что я предоставил информацию целиком, не исключив ни одного файла.



Елена Воронцова: Решительный перелом в этих слушаниях произошел несколько недель назад, в конце марта. Банковский служащий подтвердил, что поступавшие на счёт премьер-министра средства были в британских фунтах стерлингов. И наконец, его секретарь, Грэйн Каррут, изменила свои показания. Изначально она подтвердила показания премьера о том, что поступавшие суммы являлись зарплатой. Но после того, как судья напомнил ей о том, что такое лжесвидетельство и какое наказание за это полагается, секретарша со слезами призналась, что изначальные показания не были правдой.


Общая сумма «необъяснённых средств», полученных премьером, составляет свыше 900 тысяч евро. По иронии, объявление об отставке премьер зачитал спустя лишь несколько дней после того, как его адвокаты выиграли два процесса, где оспаривалась правомочность некоторых действий Магонского трибунала и правильность пересчёта валют. В частности, сведения о банковских операциях бывшей сожительницы Ахерна Селии Ларкин больше не могут быть использованы в ходе разбирательства. Тем не менее, прозвище «Тефлоновый премьер», полученное Ахерном за то, что никакие скандалы не оставляли на нём следа, оказалось под большим вопросом.


Важный момент в том, что в начале июня в Ирландской республике должен состояться референдум по Лиссабонскому договору. Это новое конституционное соглашение должно заменить собой прежний проект европейской конституции, которую три года назад отвергли Голландия и Франция. Ирландия – единственная страна, где планируется голосование за договор. И правящие партии, и оппозиция Ирландии поддержали договор, против была только республиканская Шин Фейн. Если население страны проголосует против, это поставит под удар весь многострадальный проект, поскольку одобрить Лиссабонский договор должны все страны-члены ЕС. Вполне вероятно, что Берти Ахерн оценил риск того, что население проголосует против, чтобы выразить недовольство правительством, поступит, так сказать, назло. Похожая история уже произошла в 2001-м, когда ирландцы отвергли договор, заключенный главами стран ЕС в Ницце, правда, одобрило его спустя год.


Таки образом, достойный уход с поста стал шагом, достойным талантливого политика, такого как Ахерн. В ходе своей политической карьеры он всегда выглядел невероятно демократично и доступно. С трудом он заменил излюбленные анораки на официальный костюм, всегда легко и охотно разговаривал с народом, по вечерам жители северного Дублина могли видеть премьера, угощающегося пивом с друзьями в излюбленном пабе. Ходили шутки, что в определённый день недели можно придти на официальное открытие премьер-министром пакетика с чипсами. Собственно, никто не называл ирландского премьера Патриком Бартоломью, всем он был известен как Берти. По сведениям многих близких к премьеру людей, он практически не разделял собственную жизнь и политику. Как, возможно, не разделял и финансы.


Коалиционное правительство – еще одна из дипломатических заслуг Берти Ахерна – продолжает работу. Партию Фианна Фойл скорее всего возглавит нынешний министр финансов Брайан Коуэн



Брайан Коуэн: Он развеял миф о том, что Фианна Фойл не сможет возглавлять коалиционное правительство. Он создал два успешных и долго проработавших кабинета. Сейчас мы в ходе встречи обсудили дальнейшие возможные пути развития, и он попросил меня продолжить работу с кабинетом. Я считаю, что и в нынешнем составе у кабинета есть всё, чтобы продолжить работу в качестве эффективного и долговременного правительства.



Елена Воронцова: Так отозвался об уходящем премьере Ирландии Берти Ахерне вице-премьер и министр финансов Брайан Коуэн.


XS
SM
MD
LG