Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Прибыловский: "Далеко не уверен, что Путин завтра вступит в "Единую Россию""


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие политолог Владимир Прибыловский.



Марк Крутов: Сегодня в Москве начинает работу девятый съезд партии «Единая Россия». Мероприятие обещает быть масштабным, хорошо срежиссированным и зрелищным. За два дня в нем примут участие более 600 делегатов, свыше полутора тысяч гостей и почти 800 журналистов. Главное событие ожидается во второй день работы съезда, когда на нем будут присутствовать Владимир Путин и новоизбранный президент Дмитрий Медведев. Большинство экспертов сходятся во мнении, что Путину будет предложено возглавить партию, а Медведеву – вступить в нее. Оба они от этих предложений не откажутся. Однако есть и те, кто считает по-другому, например, известный политолог, президент Информационно-аналитического центра «Панорама» Владимир Прибыловский. По его мнению, формальное лидерство Путина в «Единой России» нужно не столько ему, сколько отдельным заинтересованным в этом кремлевским группировкам.



Владимир Прибыловский: Далеко не уверен, что Путин завтра вступит в «Единую Россию» и примет это предложение. Правда, возможен такой компромиссный вариант, что его объявят лидером партии, который не является ее членом. В истории «Единой России» уже были такие случаи, когда в ее высший совет входили не члены партии, и возглавлял ее не член партии. Я не знаю, есть ли сейчас такая возможность в уставе, но устав можно изменить. Так сказать, в «коллективном Путине» есть несколько кланов, и некоторые кланы действительно не уверены в себе и не уверены в том, что Медведев будет точно проводить ту же самую политику, что и Путин, что будут какие-то изменения и что какие-то кланы будут отстранены от власти. Заметно сейчас идет борьба эти группировок, кремлевских кланов. И вот те из них, которые не уверены в своем будущем при президенте Медведеве, хотят Путина загнать в «Единую Россию».


Мне кажется, что, на самом деле, Путин воздержится от этого шага. Тем не менее, какие есть резоны для Путина или какой-то части его окружения, чтобы все-таки «Единую Россию» возглавить? Некоторыми политологами, а также, видимо, советниками Путина это рассматривается как некая гарантия того, что Медведев не снимет Путина с поста премьера, когда ему это зачем-то понадобится. Мне кажется, что это гарантией не является. Но логика тут такая: Путин является лидером партии, у которой конституционное большинство в Государственной Думе, и теоретически эта партия может не утвердить нового премьер-министра, которого Медведев предложит вместо Путина. А вообще, премьер-министра у нас президент может снять хоть пять раз в день, не объясняя причин.



Марк Крутов: Накануне съезда спикер парламента и нынешний председатель партии Борис Грызлов делал довольно противоречивые высказывания относительно того, возглавит ли Владимир Путин «Единую Россию». Почему?



Владимир Прибыловский: Видимо, потому что Грызлов ловил слухи, исходящие из администрации президента, и прикидывал вероятность того, что Путин примет их предложение. Иногда ему казалось, что примет, иногда казалось, что не примет, поэтому он высказывался несколько по-разному. Грызлов, в общем-то, не настолько приближенный человек к «телу», как Сурков, например.



Марк Крутов: А насколько велика заинтересованность нового президента Дмитрия Медведева во вступлении в партию?



Владимир Прибыловский: Вот Медведеву это совершенно не нужно, и он 100-процетно не станет, по крайней мере, на этом съезде. А Путин, поскольку есть такие упорные слухи, что, может быть, вступит, я такую вероятность допускаю, но думаю, что скорее нет, чем да. Я бы сказал так, что Путину «Единая Россия» и так, в общем-то, верна, и эта верность, она такая неформальная. И она, по крайней мере в ближайший год будет продолжаться. У нас, на самом деле, парламент утверждает, конечно, премьер-министра, но реально парламент избирается у нас президентом. Это та Государственная Дума, которую фактически можно назвать избрал, можно сказать назначил, а можно сказать, что избрал и назначил Путин. Все эти депутаты это прекрасно понимают. Конечно, это понимание может через какое-то время стереться, если окажется, что президент Медведев обладает большей реальной властью, чем премьер-министр Путин. Но пока что ничего в странен не изменилось, страной по-прежнему правит Путин, как бы он ни назывался.



Марк Крутов: Но если все-таки, как вы уже предполагали, Путин станет лидером «Единой России», при этом не вступив в нее, что это меняет и насколько вероятен такой вариант?



Владимир Прибыловский: Это, с одной стороны, удовлетворит амбиции «Единой России». И кроме того, таким ходом навстречу тем рекомендациям некоторых советников и некоторых политологов, что это якобы Путину полезно, но не являясь членом партии и являясь ее лидером, Путин может еще хоть 10 партий в таком же качестве возглавить. Если «Единая Россия» признает Путина лидером не членом, то я уверен, что на следующем съезде и «Справедливая Россия» поступит точно так же. А там, ну, у нас просто больше нет в парламенте значимых партий, а так Путин может возглавить хоть 10. Ту же «Гражданскую силу», которая является вассалом администрации президента, еще кого-нибудь. Таким образом, будучи лидером сразу нескольких партий, Путин может претендовать она роль национального лидера.



Марк Крутов: Станет ли окончательно «Единая Россия» не просто похожей на КПСС, а такой же мощной партией или все-таки останется партией богатых людей и влиятельных бюрократов, но без внятной идеологии?



Владимир Прибыловский: Я бы так сказал, что «Единая Россия» вообще не партия, это департамент в администрации президента. Чтобы превратиться в партию, нужно, чтобы пара-тройка президентом вступила в этот департамента в качестве его руководителей. Тогда «Единая Россия» пойдет по пути других таких партий власти третьего мира, как партия «Голкар» в Индонезии при Сухарто, как Революционно-институционная партия Мексики. Но сразу этого не произойдет. Теоретически возможное вступление Путина, а может быть, потом, через какое-то время и Медведева в этот департамент будет только первыми шагами по его превращению из такого инструмента администрации в более-менее значимую политическую силу.


XS
SM
MD
LG