Ссылки для упрощенного доступа

Конфликт в руководстве Чечни


Программу ведет Кирилл Кобрин . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова .



Кирилл Кобрин : Точку в конфликте между кадыровцами и ямадаевцами, обострившемся накануне в Гудермесе, поставит Кремль. Эксперты считают, что это случится, скорее всего, после инаугурации нового президента в мае. Пока же Рамзан Кадыров объясняет, почему подконтрольные ему силовые структуры блокировали спецбатальон Минобороны «Восток» под командованием Сулима Ямадаева. По его версии, военнослужащие батальона причастны к убийствам и похищениям людей в Чечне. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Сразу после того, как силовые структуры, подконтрольные президенту Чечни Рамзану Кадырову, блокировали спецбатальон «Восток» под командованием Сулима Ямадаева, в российских СМИ появилась информация, что несколько спецназовцев якобы перешли на сторону президента. Газета «Коммерсант» пишет, что Ямадаев назвал это сообщение провокацией. По его мнению, подразделение Министерства обороны не может быть на чьей-либо стороне. По данным «Коммерсанта», в блокаде базы «Востока» в Гудермесе участвовали спецбатальоны внутренних войск «Юг» и «Север», сформированные в основном из бывших боевиков, перешедших на сторону федеральных сил. Операции предшествовали вооруженные столкновения между ямадаевцами и кадыровцами. Глава Международного комитета по проблемам Северного Кавказа Руслан Кутаев, который сейчас находится в Чечне, рассказал Радио Свобода, что обстановка в республике до сих пор очень нервная - люди опасаются усиления противостояния.



Руслан Кутаев : Огромное количество передвижений УАЗиков военных, суета милиционеров, людей в камуфляжной форме. Очевидно, что происходит что-то неординарное в городе. У всех людей на слуху, на виду, что это заготовка федерального центра, политического руководства России, что будет третья фаза - она будет более жестокая, будет более коварная. У обывателя такие давно ходят разговоры. Поэтому, конечно, беспокойство у людей было очень серьезное. Тем более что это беспокойство было не без основания. В Гудермесском регионе проезжающие все машины подлежали досмотру - багажники, проверка документов и так далее. Все как в 2000-2001 году, когда была тяжелая фаза. В то же время достаточно активно военные контролировали ситуацию в Гудермесском, Курчалоевском районах. Люди не понимаю, что будет дальше происходить. Вчера по телевидению показывали раздербаненную базу Министерства обороны Российской Федерации. Люди, конечно, задаются... Совершенное непонимание.



Любовь Чижова: Российский тележурналист Ильяс Богатырем не так давно снимал документальный фильм о Чечне и встречался с Сулимом Ямадаевым. Конфликт Ямадаева и Кадырова он объясняет не столько личной неприязнью, сколько пересечением политических и деловых интересов двух амбициозных людей.



Ильяс Богатырев : Хотя Ямадаев и Кадыров относятся к одному и тому же тейпу, но у них очень сложные отношения. Ямадаев считает, что заслуги в освобождении от ваххабитов в Чечне у Кадырова не столь значимые, как у других, в том числе и у его ребят. Еще задолго до Кадырова, ямадаевские ребята несколько раз сталкивались с ваххабитами в том же Гудермесском районе. Они еще до того, как мы узнали, что есть такой Кадыров, отвоевали, можно сказать, Гудермес от ваххабитов. Он считает, что его заслуги в этом деле гораздо более значимые, чем у Кадырова.



Любовь Чижова: А как вы думаете, почему конфликт обострился именно сейчас?



Ильяс Богатырев : Потому как я разговаривал около месяца назад с Ямадаевым, конфликт накапливался по мелочи. У Ямадаева есть свои бизнес-интересы в разных районах Чечни. Недавно он рассказывал, как закрыли его районную телестанцию. Кто-то приехал из кадыровцев и изъял всю аппаратуру. Он грозился, что найдет этих людей и вернет аппаратуру. Конечно, политика. Это два влиятельных человека в Чечне, амбициозных. Они не могут спокойно мириться на небольшой земле.



Любовь Чижова: А как война этих двух амбициозных людей может сказаться на стабильности и в самой Чечне, и, собственно, на Северном Кавказе?



Ильяс Богатырев : Все зависит от Москвы - какое решение в Москве примут, кому дадут карт-бланш. Ямадаев говорил, что он подчиниться любому приказу министра обороны. Если поступит приказ подчиниться и не вступать в такие конфликты, и держаться в пределах той же зоны дислокации, он говорил, что подчиниться. Но подчиняться местным властям он совсем не настроен.



Любовь Чижова: Сейчас в Чечне остаются только два спецподразделения федеральных сил «Восток» и «Запад», и, по утверждению военных, идет их планомерное выдавливание с территории республики. Эксперты считают, что их может постичь судьба спецгруппы «Горец». Его командира Мовлади Байсарова объявили в розыск за похищение людей. Он был застрелен в Москве в 2006 году, а бойцы группы пошли служить в спецподразделения Рамзана Кадырова. Обозреватель газеты «Время новостей» Иван Сухов читает, что точку в конфликте между кадыровцами и ямадаевцами поставит Кремль.



Иван Сухов : Судя по тому, что мы знаем, можно говорить о том, что давлению, прессингу, если не сказать, атаке подвергается подразделение российской армии. Потому что батальон "Восток", которым командует Сулим Ямадаем, это специальный батальон 42-й дивизии Министерства обороны, который находится в Чеченской республике на постоянной основе.


Если мы вспомним события начала 90-х или конца 80-х годов, то мы, может быть, найдем какие-то аналогии с этими вещами, кода люди, скажем так, верные чеченскому руководству осаждали и даже в некоторых случаях брали штурмом подразделения федеральной армии. В результате федеральная армия была вынуждена была из Чеченской республики уйти. Согласитесь, что это не веселая аналогия.



Любовь Чижова: Этот конфликт может выйти за пределы Чечни, как вы считаете?



Иван Сухов : Я не думаю, что он может выйти за пределы Чеченской республики. Я даже не думаю, что он сильно выйдет за пределы одной-двух недель после инаугурации нового президента России. Потом что в конечном итоге, судя по тем сигналам, которые со стороны чеченского сообщества имеются, спровоцирован он именно на противостоянии группировок в Москве. Дело в том, что в Кремле разные люди по-разному себе представляют, как должна регулироваться чеченская ситуация. Одни считают, что нужно целиком ее отдать Кадырову. В таком случае, конечно, батальон "Восток" не нужен, это лишнее звено и такая ощутимая соринка в глазу. А другие считают, что сценарий передачи всех 100 процентов контрольного пакета Чеченской республики Рамзану Кадырову это некоторое излишество. В таком случае, надо поддерживать батальон "Восток" и братьев Ямадаева. Видимо, как-то после инаугурации избранного президента будет решаться - чья сторона возьмет верх. В зависимости от этого конфликт, видимо, и разрешится.



Любовь Чижова: Обозреватель «Времени новостей» Иван Сухов считает, что более правильным решением было бы ограничить амбиции Рамзана Кадырова, и оставить в республике подразделение Сулима Ямадаева. Впрочем, российские СИИ сообщают, что Рамзан Кадыров уже нашел оправдание действиям своих силовиков в Гудермесе. На брифинге в Доме правительства он объявил, что братья Ямадаевы причастны к убийствам и похищениям людей.



XS
SM
MD
LG