Ссылки для упрощенного доступа

Путин будет пробивать российскому бизнесу путь в Ливию, забыв о старых долгах


Разговор между Москвой и Триполи начался с наболевшей темы долга за вооружения
Разговор между Москвой и Триполи начался с наболевшей темы долга за вооружения

Президент России завершает двухдневный визит в Ливию. На переговорах, которые проводит Владимир Путин в Триполи, обсуждаются вопросы о контрактах по строительству железных дорог в Ливии и о более активном участии российских компаний в добыче нефти. Эксперты убеждены, что наиболее сложными являются переговоры по долгам за поставку вооружений на сумму более 4,5 миллиарда долларов. Триполи не спешит с выплатой, ссылаясь на срыв Москвой контрактов по поставкам техники в начале 1990-х.


Поставки вооружений из России были тогда приостановлены в связи с введенными против этой страны в 1992 году санкциями ООН. Сами же санкции последовали после теракта в небе над Шотландией. В 1988 году террористы взорвали Боинг-747 с 259 пассажирами над Локкерби. Обломки самолета компании Pan American унесли жизни еще 11 человек на земле. После ряда переговоров Триполи согласился выплатить компенсацию родственникам погибших пассажиров. В 2003 году ООН отменила санкции против Триполи и страна открылась для американских и европейских компаний. При этом Ливия так и не признала своей ответственности за случившееся. Ряд новых фактов, обнародованных в последние годы, позволяют предположить, что за преступлением стоят палестинские экстремисты (эта версия была приоритетной сразу после крушения лайнера).


Владимир Путин, совершая одну из последних поездок в качестве главы государства, пытается открыть Ливию для российских бизнесменов. Как и ожидалось, разговор между Москвой и Триполи начался с наболевшей темы. Член российской делегации министр финансов Алексей Кудрин заявил накануне, что Ливия должна России по старым советским долгам более 4,5 миллиарда долларов; ливийцы, по его словам, признали эту цифру, хотя раньше называли сумму вдвое меньше.


Муаммар Каддафи непростой собеседник, отмечает президент московского Института изучения стран Ближнего Востока Евгений Сатановский: «У нас (России - РС) было эксклюзивное партнерство с этим безумно тяжелым в общении, исходящим только из его собственного понимания самого себя и своей роли в мире лидером, которого непрерывно носило от идеи возглавить арабский мир до идеи возглавить африканский мир и уйти из мира арабского, от идеи компенсаций ливийским евреям и нормализации отношений с Израилем до джихада против Израиля. Человек сложный. То, что он недавно разогнал собственное правительство и фактически его уничтожил за исключением нескольких ключевых департаментов и управляет страной в единоличном режиме, не позволяет иначе его характеризовать как лидера авторитарного до предела, хотя и вполне харизматичного».


Прагматичный Каддафи за последние годы сделал немало, чтобы завоевать доверие Запада. Ливия добровольно закрыла собственную ядерную программу, поддержала военную операцию США в Афганистане, отказалась предоставить убежище бывшим лидерам Ирака. В прошлом году Каддафи сделал еще один жест доброй воли и фактически отпустил на родину болгарских медсестер и палестинского врача, которых более семи лет держали в местной тюрьме по обвинению в заражении ливийских детей вирусом иммунодифицита. В результате Европа вновь получила доступ к ливийским углеводородам.


Чтобы выйти на ливийской рынок, Москве придется действовать нестандартно, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:


«Схемы, которые используются при урегулировании долговой проблемы с подобными должниками, предусматривают продвижение на местный рынок. Примерно такое было предпринято с Алжиром пару лет назад, и сейчас Путин будет стремиться к тому, чтобы в обмен на списание долга заключить выгодные контракты с Ливией, поскольку Ливия сейчас вообще находится "на выданье". За полковником Каддафи "ухаживают" и европейцы, и даже американцы, поскольку он теперь признан приемлемым лидером, соответственно, все пытаются вмешаться в эту жесткую конкуренцию и за контракты в Ливии. Ливия собирается развивать и атомную энергетику. Естественно, это контакты по вооружениям и участие российских компаний в разработке весьма обильных ресурсов углеводородов в Ливии».


Арест замминистра финансов России Сергея Сторчака, лично занимавшегося урегулированием ливийских долгов, привел к тому, что эта проблема между Москвой и Триполи до сегодняшнего дня остается нерешенной. Чиновник был задержан по подозрению в покушении на хищение более 43 миллионов долларов бюджетных средств. Как рассказывает военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец, «там шел большой торг о размере так называемых откатов, которые должна была получить каждая из этих сторон, которые условились разрулить эту проблему. Проблемы касается около 30 самолетов МиГ. Когда Ливия получила часть этих самолетов, то она стала предъявлять очень серьезные претензии к их качеству. Наша сторона стала доказывать, что в сущности мы и продавали бэушную технику. Ливийская сторона отвечает: но не до такой же степени изношенную. Ливийский долг висел очень большим дамокловым мечом над нами, за ним тащилась и такая проблема, как ухудшение отношений.
С другой стороны, почему мы поторопились разруливать этот долг? Потому что очень сильно предлагала свои услуги Франция, они усиленно предлагали "Миражи", "Миражи" абсолютно новые, и если Ливия соглашалась брать оптом, то они собрались сделать демпинг и продать Ливии эти самолеты по заниженной цене, но с обязательной технической привязкой дальнейшего гарантийного обслуживания, с тем чтобы потом проникнуть на ливийский рынок. И вот когда интересы Москвы и Франции очередной раз заискрили в Ливии, на прорыв этой проблемы и был брошен товарищ Сторчак с сотоварищами. Был проведен целый каскад секретных переговоров по поводу того, как нам это разрулить. Но за этим разруливанием наблюдали "заинтересованные люди". Стало известно, что помимо официальных цифр расчетов между Москвой и Триполи существовала еще скрытая система расчетов. По моей версии, когда это стало известно в Москве правоохранительных органам, тогда было принято решение лишить свободы товарища Сторчака».


Конфликтной считается не только история, связанная с «делом Сергея Сторчака», но и ситуация вокруг ареста представителя компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в Триполи российского гражданина Александра Цыганкова, которого ливийские власти обвинили в промышленном шпионаже. Москва считает этот инцидент недоразумением, но Цыганков продолжает сидеть в тюрьме, а представители ЛУКОЙЛа не дают никаких комментариев по этому делу.


Согласно официальной информации, Владимир Путин в Триполи ведет переговоры с Каддафи по поводу строительства железных дорог в Ливии и освоения «Газпромом» и «Татнефтью» новых нефтяных месторождений. На фоне таких перспектив Москве вернуть деньги - не главное, считают эксперты. Гораздо важнее получить новые контракты, в том числе на поставки вооружений.


XS
SM
MD
LG