Ссылки для упрощенного доступа

Американские родители не могут забрать в Томске усыновленных детей


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Томске Мелани Бачина.



Александр Гостев: Юридический казус произошел в Томске во время иностранного усыновления. Впервые за последние два года Томский областной суд разрешил отдать российских детей гражданам Америки на усыновление. Кирстен и Крис Коул приехали в Томск, чтобы забрать теперь уже своих детей, но выяснилось, что у малышей нет паспортов, значит, вывезти их из страны нельзя. На оформление паспортов нужно время, которого у Коулов нет, у них истекает срок российской визы. Получается, оставить своих детей родители не могут, но и забрать тоже.



Мелани Бачина: В томском областном доме ребенка постоянно живут 100 детей. За последние два года отсюда на усыновление забрали только шестерых малышей. Российские граждане детей редко усыновляют, говорит главный врач дома ребенка Нина Сиянова. Два года в Томске не было иностранных усыновителей. Из-за изменений в законе все процессы были приостановлены, агентства проходили переаккредитацию. И вот впервые за два года Томский областной суд вынес решение в пользу американских усыновителей. Суд решил, что Кирстен и Крис Коул из Калифорнии достойны воспитывать российских детей-сирот. Крис и Кирстен получили на руки документы, подтверждающее, что годовалые близнецы Даша и Дима теперь их законные дети. Но, оказалось, забрать детей домой Коулы не могут: у близнецов нет загранпаспортов.


Рассказывает Кирстен Коул.



Кирстен Коул: Мы должны уехать из страны 26 апреля, потому что истекает срок нашей визы. И мы должны забрать с собой детей. Мы несем официальную ответственность за этих детей, потому что официально они уже являются нашими детьми. Мы не можем их забрать с собой, потому что у них нет паспортов, но в то же самое время не можем оставить их здесь, потому что мы за них ответственны.



Мелани Бачина: На вопрос - что вы думаете об этом - Кирстен ответила.



Кирстен Коул: Мы знали, что усыновление проходит с трудом и возникают препятствия, которые достаточно сложно преодолеть. Но большинство семей, которые мы знаем, истории, которые мы слышали, прошли достаточно гладко. И ни у одной из этих семей не возникло проблем. Мы не ожидали, что возникнут такие большие проблемы.



Мелани Бачина: Кирстен и Крис растеряны. Получается, им нельзя уехать вместе с детьми, как они планировали. Но они и не могут остаться.



Крис Коул: Это, конечно, очень нас расстраивает, потому что у нас уже куплены билеты на самолет из Томска в Москву, а также из Москвы домой, в Америку. У нас зарезервирована гостиница в Москве, что было очень сложно сделать. Конечно, мы должны будем пройти через все это. Это сложности, которые нам придется преодолеть, но они очень трудоемкие и очень дорогостоящие.



Мелани Бачина: В паспортно-визовой службе Коулам объяснили: оснований для срочной выдачи документов нет. По закону максимальный срок оформления паспортов - 10 дней, так что через десять дней и приходите. Официальных комментариев для журналистов в паспортно-визовой службе пока не дают. Объясняют лишь, что есть формальная процедура проверки, установленная законом, и нарушать ее нельзя. Главный врач областного дома ребенка за свою 17-летнюю практику впервые сталкивается с такой ситуацией. Нина Сиянова говорит: детей уже много раз проверяли, прокуратура дала согласие, суд вынес решение в пользу иностранцев, и зачем нужна еще одна формальная проверка - непонятно.



Нина Сиянова: Я теперь уже не знаю, чью благонадежность они проверяют. Учитывая то, что детям, извините, год исполнился, проверять благонадежность этих детей, были ли они привлечены к уголовной ответственности, это уже смешно, по крайней мере. Это просто искусственно созданная проблема, я так считаю.



Мелани Бачина: Получается, юридический казус - говорит Нина Сиянова, - ведь оставлять в доме ребенка детей, у которых теперь есть родители по закону нельзя.



Нина Сиянова: Очень непонятная получилась, действительно, ситуация. И по сути дела, мы обязаны отдать этих детей своим родителям теперь уже, определенным нашим же судом.



Мелани Бачина: И вот что делать, Нина Ивановна, дальше? Объясните ситуацию. То есть получается, если паспорта не дают, детям придется остаться здесь. Вы возьмете на себя эту ответственность - опекать, по сути, уже не ваших, а чужих детей?



Нина Сиянова: Не наших детей, совершенно верно. Ситуация так сложилась, но это наши дети, мы их вырастили, и нам небезразлична их судьба просто-напросто. Да, я беру на себя эту ответственность.



Мелани Бачина: Но это же, в принципе, незаконно.



Нина Сиянова: Незаконно.



Мелани Бачина: Процесс по усыновлению близнецов Даши и Димы американской семьей длился больше полугода. Уже трижды Кирстен и Крис прилетали в Томск, это их четвертый визит. Малыши, которых теперь зовут Сара Даша Коул и Джейкоб Дмитрий Коул, уже привыкли к своим новым родителям, они с улыбкой встречают маму и папу. Если паспортов у детей не будет, то Коулам придется уехать и потом вновь вернуться в Томск за детьми. Но Кирстен и Крис надеются, что интересы двух маленьких детей все же будут выше бюрократических формальностей.


XS
SM
MD
LG