Ссылки для упрощенного доступа

Эксклюзивное интервью с председателем ПАСЕ Луисом Марией де Пучем


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Страсбурге Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Сегодня в Страсбурге заканчивает работу весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. На ней рассматривались несколько вопросов, касающихся России, в частности, давалась оценка прошедшим в России президентским выборам. Кроме того, обсуждались проблемы, связанные с провозглашением независимости Косова и сепаратизмом в Европе вообще. Все эти темы в эксклюзивном интервью, которое Радио Свобода дал председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Мария де Пуч.



Данила Гальперович: Господин председатель, оценка президентских выборов, прошедших 2 марта в России, данная ПАСЕ, была явно мягче, чем заключение ассамблеи по поводу парламентских выборов прошлого года. Почему?



Луис Мария де Пуч: Нужно констатировать, что существует серьезная разница между парламентскими выборами и президентскими выборами. Мы критиковали серьезно парламентские выборы, но менее критично отнеслись к президентским выборам. Что касается парламентских выборов, на что была направлена наша критика? Это сама организация кампании и, самое главное, отсутствие равенства шансов у кандидатов, у партий. Если говорить о президентских выборах, то, даже если бы такие изменения и были, и другие изменения, результаты, скорее всего, были бы такими же. Поэтому мы считаем, что это позитивный результат. Но Россия должна осуществить дополнительные усилия для того, чтобы выборы проходили в соответствии со стандартами Совета Европы в полной мере. Я думаю, что в следующий раз, если это будет сделано, выборы будут соответствовать всем критериям и не только в том, что касается избирательной системы, но прежде всего и в предоставлении равенства возможностей для партий, равенства возможностей для кандидатов, что будет отвечать, конечно же, чаяниям всего народа России.



Данила Гальперович: В ПАСЕ довольно редко теперь звучит слово "Чечня". Не означает ли это, что ассамблея фактически смирилась с теми способами решения чеченской проблемы, которые были избраны Владимиром Путиным.



Луис Мария де Пуч: Что касается Чечни, да, в последнее время в ПАСЕ не обсуждался этот вопрос. Но нужно сказать, что докладчики, которые готовят доклады по мониторингу России, как раз на этой неделе поедут в Москву и сразу же они поедут в Чечню, и уже на основании их выводов мы будем обсуждать положение. Я, кстати, беседовал с руководителем делегации России. Как я понял его, докладчикам будут предоставлены все возможности, они встретятся и с представителями властей, и с представителями оппозиции, и в Москве, и в Чечне у них будет очень широкий круг встреч. И уже на основании этого визита докладчиков мы будем делать наши выводы. Если говорить о Чечне, у нас требования очень простые: нужно обеспечивать демократию, правовые аспекты. Это, конечно же, в полной мере относится и к Чечне. И здесь я должен сказать, что мы не пойдем ни на какие уступки, мы будем занимать принципиальную позицию. Докладчики - господин Ван ден Бранде и господин Пангалос - будут рассматривать, какую политику осуществлял Путин, как она будет осуществляться при новом президенте и Путине. И главное, что Россия обязана соблюдать стандарты Совета Европы.



Данила Гальперович: Последствия провозглашения независимости Косова обсуждались на этой сессии ассамблеи. Есть ли у вас личное мнение относительно того, как дальше будет развиваться ситуация с международным признанием Косова?



Луис Мария де Пуч: Что касается ассамблеи, то она крайне разделена по этому вопросу. Поэтому я, как председатель, не могу высказывать мнение той или иной стороны. Односторонняя декларация независимости Косова создала проблему не только для Сербии, но она создал проблему и для Парламентской ассамблеи. Речь явно идет об односторонней позиции и об одностороннем заявлении. Дело в том, что это новое государство признано частью государств, видных государств, и не признано другой частью государств, входящих в ассамблею. Я думаю, что такая ситуация будет продолжаться еще длительное время, потому что трудно себе представить, что все можно будет начать с белого листа после того, как часть государств уже признали это одностороннее заявление, причем государств, повторяю, крупных. Поэтому это проблема, это реальная проблема.



Данила Гальперович: Вслед за Косово и другие самопровозглашенные территории, например, Абхазия и Южная Осетия заговорили о необходимости их международного признания. Как быть с сепаратизмом вообще? Есть ли решение, которое могло бы устроить и сторонников самоопределения народов, и защитников территориальной целостности?



Луис Мария де Пуч: Что касается вашего вопроса, то, наверное, я могу на него ответить сам, как каталонец. Конечно, я испанец, но одновременно я из Каталонии, и, конечно, такие заявления касаются и моей страны, моего региона. Я, кстати, был докладчиком по резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы по регионализации. И мое предложение было следующим (кстати, оно получило единогласное одобрение со стороны парламентариев): давайте решать эти вопросы на уровне субэтатическом, то есть в рамках суверенного государства, предоставляя широкую автономию таким регионам, но в координации с государством. Такое решение может подойти для Каталонии в рамках Испании и для других стран. Вы знаете, что такие заявления раздаются со стороны Абхазии, Южной Осетии. Да, они стремятся к самостоятельности. Но если мы будем создавать все новые и новые государства, это не решение для Европы завтрашнего дня.


XS
SM
MD
LG