Ссылки для упрощенного доступа

В Лондоне завершилось российское экономическое роуд-шоу


Михаил Соколов
Михаил Соколов

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Михаил Соколов.

Андрей Шарый: В Лондоне сегодня завершилось российское экономическое инвестиционное роуд-шоу, это наследник российского экономического форума, который проводился 12 лет подряд. Одна из тем, ставшая предметом обсуждения участников конференции, перспективы российских инвестиций за рубежом.

Михаил Соколов: В понедельник прошла светская часть программы лондонского роуд-шоу. Прием "Русская рапсодия", около 500 мужчин при бабочках и черных галстуках и дам в вечерних платьях отобедали под музыку Лондонского симфонического оркестра в зале приемов Grosvenor House на Парк-Лейн, а любители потанцевать съездили ночью на дискотеку Moscow Motion, проходившую в зале на крыше небоскреба в Южном Кенсингтоне.

Среди присутствовавших на вечеринках немало было россиян, чьи фамилии нам ничего не скажут, но эти представители среднего бизнеса вкладывают заработанное в России в западные компании. Тема растущих русских инвестиций на Западе бурно обсуждалась на форуме. Бизнесмен Алексей Гурин призвал коллег, да и государство, по примеру Китая, пользоваться рецессией в США и покупать на сверхдоходы подешевевшие американские компании. Аналитик Ричард Шерман считает, что частные российские инвестиции на Западе уже могут достигать 25 миллиардов долларов в год. Председатель совета директоров группы Altimo сэр Френсис Ричард напомнил, что эта российская компания, совладелец "БиЛайна", купила более 40 процентов акций турецкого оператора Turkcell, приобрела мобильного оператора в Камбоджи и ищет возможности вложить деньги в телефонию Индонезии, Вьетнама и Филиппин.

Глава представительства компании E.ON Ruhrgas, владельца пакета акций "Газпрома", Райнер Хартманн призвал открывать рынки Европы, в том числе и энергетические, для российских денег.

Райнер Хартманн: Российские предприниматели анализируют возможности и двигаются. Западные предприниматели анализируют риски и спорят о них.

Михаил Соколов: Практически все выступавшие согласились с тем, что Владимир Путин лоббирует интересы крупного российского капитала на западных рынках, но не всегда это идет на пользу владельцам компаний, заметил Алексей Венедиктов.

Алексей Венедиктов: Всплывают какие-то цифры, 20 миллиардов. Слушайте, это мало, для России это мало и даже удвоение - это мало при том наличии денег, которые есть в России, при том агрессивном, подчеркиваю, желании и возможности российского капитала входить на рынки. А почему? Потому что происхождение этих денег и этих капиталов до сих пор для западной правоохранительной системы остается загадочным. Задается вопрос в западной компании: слушайте, а нас там как потом, что с нами будет потом. И это есть объективное сдерживание российского такого агрессивного движения на западный рынок. Неизбежно, что российский капитал будет и дальше стремиться на рынки для того, чтобы легализовать происхождение компании.

Вторая история - это роль государства, которая излишне агрессивно толкает российские компании, заставляет подозревать партнеров, что это будет оружие.

Михаил Соколов: Главный редактор "Эхо Москвы" считает, что стремление купить западные активы для многих бизнесменов - это способ сделать гарантированное вложение, что невозможно в путинской России.

Алексей Венедиктов: Даже если вы партнерствуете с господином Абрамовичем или господином Дерипаской, людьми, достаточно близкими к правящей элите, ничего не является гарантией по одной простой причине: в Российской Федерации быстро меняется законодательство, законодательство очень мутное и избирательное применение права. Когда вы заходите в российский регион, условно говоря, в Тверь, вы наступаете на местные интересы и на интересы Кремля или одну из 19 башен Кремля. Вы покупаете булочную, но вы задели интересы племянника мэра города. А поскольку законодательство применяется выборочно, а судья реально зависит оттого, что мэр ему дал квартиру, вы получите решение суда, которое не будет всегда обосновано. Единственная гарантия - это изменение системы правосудия и законодательства.

Михаил Соколов: Что же есть покупка россиянами западных активов? Отвечает главный редактор русского издания Forbes Максим Кашулинский.

Максим Кашулинский: Для крупных компаний это, безусловно, способ интегрироваться в мировое сообщество, то есть приобрести опыт, чтобы банально о них могли в газете писать, на уровне массового сознания, чтобы они воспринимались не как олигарх из России, а как такой-то, такой-то, владелец такой-то компании в Германии, а так же клуба "Челси". Для среднего бизнеса, для них это, безусловно, поиск таких безопасных мест для развития бизнеса, будь то открытие ресторанов или небольших производств, или строительства отелей.

Михаил Соколов: Осталось ощущение некоей благостности после дискуссии о том, что российский капитал идет на Запад. Мне показалось, что открыто говорят о проблемах на лондонском форуме только журналисты. Главный редактор "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов объясняет...

Алексей Венедиктов: Излагая, что все хорошо, прекрасная маркиза, это заход всех выступающих здесь с российской стороны, на самом деле все заканчивается грядущей катастрофой. То есть все выступающие здесь говорили, что все непрочно и зыбко. Такое якобы довольствие на самом деле людей, которые занимаются конкретным бизнесом, они понимают угрозы и риски и они это говорят, правда, очень аккуратно, чтобы не спугнуть никого. Просто журналисты, как всегда, с этого начинают, а бизнесмены этим заканчивают.

Михаил Соколов: Лондонский форум в прошлые годы благодаря Андрею Илларионову, например, прояснял политические и экономические тренды развития России. В 2008 году он прошел под знаком вопроса, будет ли отличаться Россия при Медведеве от России путинской. Алексей Венедиктов уверен, что перемены будут.

Алексей Венедиктов: При Владимире Путине то, что мы называем государственным капитализмом или государственной поддержкой крупных корпораций, создание новых государственных монополий, это выбранный, осмысленный, выстраданный шаг. Избранный президент Медведев, по-моему, в Челябинске сказал: "Да, конечно, мы пошли по пути госкапитализма, но надо понимать, что это тупик". И мы будем смотреть, как это слово, публично сказанное, будет дальше выдвигаться.

Михаил Соколов: Но сможет ли президент Дмитрий Медведев не на словах менять систему, если премьером будет Владимир Путин, и как они ответят на нарастающие инфляционные угрозы и стагнацию в социальной сфере, на этот вопрос эксперты в Лондоне не дали ясного ответа.

XS
SM
MD
LG