Ссылки для упрощенного доступа

«Кармен» без купюр. Новая постановка в Большом театре


Юрий Темирканов сейчас один из самых востребованных дирижеров мира
Юрий Темирканов сейчас один из самых востребованных дирижеров мира

22 апреля опера Жоржа Бизе «Кармен» была впервые исполнена в Большом театре в оригинальном варианте с разговорными диалогами. За 110 лет в Большом театре «Кармен» ставилась семь раз. Новая постановка — первая работа дирижера-постановщика оперы Юрия Темирканова в качестве главного приглашенного дирижера Большого театра. Над спектаклем помимо Темирканова работал оперный режиссер Дэвид Паунтни. Партию Кармен исполняет солистка Венской оперы Надя Крастева.


Юрию Темирканову 69 лет, он родился в Нальчике, окончил Ленинградскую филармонию. В 1965 году дебютировал за дирижерским пультом в Ленинградском малом театре оперы и балета. Руководил Академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Кировским — ныне Мариинским — театром оперы и балета, симфоническим оркестром Петербургской филармонии. В 90-е годы был главным дирижером Лондонского королевского симфонического оркестра. Сейчас главный дирижер заслуженного коллектива России. Лауреат государственных премий Советского Союза и России, а также многих престижных профессиональных премий и наград.


О Юрии Темирканове говорит оперный критик газеты «Труд» Сергей Бирюков: «В планах Большого театра значилась "Кармен", на этот сезон ее надо было ставить, ведь в Большом театре больше 20 лет не шла эта опера. Конечно, это положение недопустимое для театра такого ранга. Темирканов сам неоднократно говорил, что, поскольку он приверженец такой настоящей классической, самой репертуарной операции, "Кармен" входила тоже в его ближайшие планы. Я задавал вопрос Юрию Хатуевичу, почему, собственно, вы выбрали оригинальную редакцию, и он очень коротко ответил: потому что она оригинальная. Это та партитура, которая написана рукой самого Бизе, во Франции тогда это было принято. Если для нашей публики это покажется непривычным, что же, может быть, надо вспомнить эту традицию.


То, что Юрий Хатуевич принял это предложение труппы — это удача. Он сейчас один из самых востребованных дирижеров мира, очень авторитетный мастер. Но тут своя драматическая коллизия в этом скрыта. Потому что Темирканов дирижер подчеркнуто традиционалистского плана, он не любит авангардные постановки, переделки, осовременивание шедевров. Он пару лет назад в Лионе просто разорвал контракт. Его пригласили на "Пиковую даму", там обыгрывались популярные сейчас у некоторых режиссеров мотивы, но которые ни Пушкин, ни Чайковский не имели в виду явно. Он потерял большие деньги. "Как я буду смотреть после этого в глаза, — как он сказал, — Пушкину и Чайковскому. Я в Петербурге живу, там за квартал от меня квартира, где умер Чайковский, напротив моего дома памятник Пушкину, они скажут, "что же вы, батенька, продал нас за деньги". Я такое не могу".


Юрий Хатуевич, конечно, будет ставить свои же условия. А сейчас традиционные императорские, большого стиля постановки не очень в моде. Юрий Хатуевич очень крупный современный дирижер, но в первую очередь все-таки я бы сказал, что это дирижер симфонический.


Оперу он, по своему собственному признанию, в последнее время ставит нечасто. Может быть, как раз именно поэтому и интересно то, что он берется за постановку опер в Большом театре, это, что называется, вдвойне штучный товар».


XS
SM
MD
LG