Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Ирландские пабы


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Елена Воронцова.



Алексей Кузнецов: Слово, чаще всего идущее за словом «ирландский» во всех языках мира будет – «паб». Этот тип питейного заведения оказался одним из немногих экспортируемых в разные страны. В любой точке мира англоязычные иммигранты или командировочные для вечернего общения пойдут на поиски именно ирландского паба. Страна эта также знаменита выпускаемыми там сортами виски и пива. А как живется в Ирландии тем, кто не употребляет алкоголь? И что думают о трезвенниках остальные? Об этом – наш корреспондент.



Елена Воронцова: Как в Британии, так и в Ирландии многие отмечают, что основное общение между людьми происходит в пабах. В барах лондонского Сити заключаются важнейшие контракты, ведущие к многомилионным сделкам, в дублинских пабах знаменитые литераторы знакомятся с издателями. Множество судьбоносных обменов визитками происходит именно в пабах, и самый простой способ познакомиться с соседями и получить свежую порцию сплетен – также подойти к пабной стойке. В британской и ирландской культуре расположение и дружба демонстрируются покупкой друг другу пива или других алкогольных напитков.


Популярный образ типичного ирландца – это рыжий, взъерошенный человек, в одежде его преобладает зеленый цвет, он в любую минуту готов запеть и - обязательно навеселе. Однако часть населения страны - производителя Гиннесса по разным причинам принимает решение воздерживаться от спиртного при любых обстоятельствах. Кто-то становится трезвенником из-за трагического наличия алкоголика в семье, кто-то – как результат прекращения собственного алкоголизма.


Журналист Брайан О’Коннел решил прекратить пить без всякой причины.



Брайан О’Коннел: В XIX веке алкоголизм в Ирландии был огромнейшей проблемой. Люди пили от безысходности и бедности, и это был замкнутый круг. А в XXI веке мы пьем из-за достатка. Так легко отдать кредитку в баре – и выпивка немедленно доступна в течение всего вечера. Нынешняя культура потребления говорит нам, что все, чем мы хотим себя побаловать, должно быть получено немедленно. А алкоголь становится как бы диктатором, без него наша самооценка оказывается занижена, уверенность в себе подавлена, мы постоянно думаем о том, как мы выглядим со стороны. По крайней мере, я помню эти ощущения первые недели моего воздержания. Я - без бокала в руке - постоянно спрашивал себя: как мне заговорить с людьми, как я выгляжу, удобно ли подойти к этому человеку сейчас? В конце концов, я научился чувствовать себя естественно без алкоголя. Но, надо сказать, это длительный процесс.



Елена Воронцова: Термин « teetotal » возник в английском языке еще в первой половине XIX века. Так говорили о трезвенниках еще до появления в 20-х годах прошлого века в Соединенных Штатах знаменитого «сухого закона». Сегодня в Ирландии от спиртного отказываются еще и те, кто причисляет себя к движению «стрэйт эдж» - это часть панк-культуры, подразумевающая чистоту нравов и отказ от любых наркотиков, алкоголя и табака. Крайняя степень этого движения – отказ от любых стимулирующих веществ, включая кофеин, так что термином « teetotal » их, пожалуй, назвать нельзя.


Луиза Галахер – активист христианского евангелистского движения « Pioneers ».



Луиза Галахер: Я определилась в прошлом году, когда мне исполнилось 18. Я решила, что никогда в жизни не буду пить. Я думала об этом, еще когда мне было лет 9, мои родители состояли в евангелистском христианском сообществе «пионеров». Когда мне было 16, я присоединилась к этому движению, это было мое собственное решение. Мы делаем сотни разных вещей, играем в спортивные игры, организуем встречи. Мы проводим лекции для людей моего возраста о том, к каким последствиям приводит употребление алкоголя и наркотиков. И показываем им, как организовать свой досуг без этих вещей.



Елена Воронцова: Судя по последним опросам, в Ирландии, как и в Англии, чаще всего употребляют алкоголь сотрудники СМИ, то есть журналистику здесь можно назвать самой «пьющей» профессией. За ними следуют брокеры, парикмахеры, матросы и работники баров. Как журналист Брайан О’Коннел чувствует себя в своей профессиональной среде?



Брайан О’Коннел: В Ирландии на непьющего человека вообще смотрят, как на большую загадку. Есть ощущение присутствия в комнате сумасшедшего. Наверное, у нас это развито в большей мере, чем в других странах. Меня расценивают как человека, который не может полностью участвовать в происходящем в течение пары часов. Обычно в компании часам к 11-12-ти вечера есть ощущение моей непричастности к происходящему, как будто незачем оставаться дольше. Интересно, как бывает на свадьбах, где сходятся малознакомые люди. Мне говорят: «Выпейте за здоровье молодых», я говорю, что выпью воды или лимонада, и мне отвечают «Нет уж, вы выпейте». Это так странно, интересно… в каких еще странах такое происходит?



Елена Воронцова: Власти и общественные организации Ирландии и Британии давно пытаются привить населению так называемую средиземноморскую традицию потребления спиртного, когда за долгим ужином и разговорами выпивается по паре бокалов вина. Постепенно эта традиция приживается и на островах, не вытесняя, впрочем, другой - североевропейской. Продолжает Брайан О’Коннел.



Брайан О’Коннел: Я был на одном ужине в Париже, планировалось начать в 8 и закончить к 11-ти. Там был свободный бар, каждый подходил и обслуживал себя сам, а мне было интересно наблюдать за тем, как французы обращаются с алкоголем. Было около 50-ти человек, каждый за весь вечер выпил по 2-3 бокала вина, и к 11-ти все разошлись. Я подумал, что если бы это было организовано в Ирландии, то к 11-ти все бы только начиналось, все перешли бы с вина на крепкие напитки, завели бы музыку, началось бы всеобщее веселье. Таковы наши культурные различия…



Елена Воронцова: Говорил убежденный трезвенник, репортер Ирландской телерадиокомпании RTE Брайан О’Коннел.


XS
SM
MD
LG