Ссылки для упрощенного доступа

Большой пасхальный переход: от воскресения к прощению


«Зачем вносить в Пасху то, что Христу явно не нравится?»
«Зачем вносить в Пасху то, что Христу явно не нравится?»

Есть пасхальные традиционные стихиры: «Рцем братие, // и ненавидящим нас, // простим вся воскресением». А какая связь между воскресением Христовым, прощением врагов и признанием во врагах наших братьев-сестер? Ну, воскрес - а нам-то что с этого?


Вообще, про братьев и сестер это ведь хорошо звучало полторы тысячи лет назад в патриархальном обществе, где отец жесткой рукой держал все семейство. И брат с братом поссориться не смел, иначе бы надавали по ушам обоим. В современной семье сиблинги (братья-сестры) - на самом деле, эталон человеконенавистничества. Трудно жить, особенно, простите, в российских условиях, где в одной комнате иногда друг на друге, на головах сидят 3-4 человека. Боюсь, что и в Православной церкви, которая в России самая большая, так получается: тоже друг у друга на головах, и тех, кого братом и сестрой назовем, будем продолжать именно по этой причине ненавидеть. Не получается ли так, что атеист порядочнее относится к людям, чем верующий человек? А верующий в своем христианстве получает дополнительную почву для раздоров. Может быть, лучше бы уж не верить, чем пилить друг друга из-за единосущия и трипостастности? Об этом мы говорим с известной христианской писательницей и переводчицей Натальей Трауберг.


- Что касается текстов, то тут я поделюсь своими ощущениями, поскольку уже скоро 80 лет, как я их слушаю. Потому что в моей семье все это пели и исполняли всегда. Праздновали, приветствовали друг друга. Даже не так уж особенно тайно в 30-х годах. В общем, много было людей, которые это делали. Долго я жила хорошо, и пела с ними «Придите все верные воскресение Христово все видевшие», думая, что это все бедные, отчего мне было еще приятнее. Причем, бедные - не нищие, а вообще те, кого обидели. Я преисполнялась евангельским духом.


Но потом я выросла, опыт мой расширился. И тут я услышала, уже в домашних условиях, строки: «Да погибнут грешные, а праведные да возвеселятся». Причем, тот, кто поет наиболее зычно, тем самым явственно показывает, что он - праведный, и радуется, как Фома Аквинский или Феофан Затворник, справедливости по отношению к грешным. Это очень печально. Вот так, живу и живу, в Бога все верю, в воскресение его радуюсь, а как услышу эти строки, так мне печально.


- А чем же их заменять?


- Да, ничем не заменять. Жалко, что создали их. Что там заменять?! Возьмите и не пойте или заплачьте горько.


- И тогда Пасха из радостного праздника превратится в сплошной плач. Хорошо ли это? Когда же еще веселиться?


- Веселиться… Тут скорее потрясаться надо, чем веселиться. Но радоваться – пожалуйста. Только зачем вносить в бедную Пасху то, что Христу явно не нравится?


- Слово «пасха» означает в принципе «проход, переход». Таковы традиционные толкования, хотя слово это - такое древнее, что, может быть, толкование натянутое. Имеется в виду, что как евреи перешли из рабства в Египте к свободе в Палестине, так и человек переходит из рабства к греху в свободу от греха. А что такое свобода от греха?


- Существует некое место (слой, царство, не знаю, как сказать, все будут плохие метафоры), где царствует Бог. Не кто-нибудь там, а Бог! И мы вместе с ним свободны, когда ходим перед ним. Вот мы ходим перед ним, рванулись от себя, как блудный сын, перед ним находимся, обращены к нему, как Христос к Отцу, обращены к ближним, как Христос к тем же ближним. Если ты не вошел туда, где правит Бог, перед ним не ходишь, так это все пустые слова.


- Современник-спаситель, великий античный философ Сенека, покончивший с собой по приказу своего ученика Нерона, строил свою жизнь и свое совершенство. А он совершенствовался, дожил до седых волос, зарядку делал и все такое, руководствуясь идеей и максимой выражения – «Помни о смерти». На ваш взгляд, действительно, помнить о воскресении продуктивнее, чем помнить о смерти, или это можно соединить?


- Можно соединить. Смерть прозрачнее, воскресение – реальнее. Смерть – это отвратительная штука, как известно, но, тем не менее, она побеждена. Конечно, воскресение. Что мы с бедного Сенеки возьмем, равно как с Марка Аврелия? Что делать? Они не в аду где-то гноятся, и даже не в лимбе как бы не приукрашивать на средневековый манер, а уж где-то они там сидят. Бог не злее нас. Как-нибудь ничего, устроились, научились, вылечились, не знаю, что с ними там. Вообще, Пасху невозможно было бы понять и принять, если бы это не было, что это наш магнит.


- То есть воскресение - оно и для неверующих воскресение, и что-то им даст?


- Это несчастье наше, что мы успели поверить. Поэтому все висят на нас, и мы должны справляться по мере наших крайне слабых сил с огромной божьей помощью. Тут такая загадка, которая частично про то, что вы сейчас сказали. Если ты хоть капельку хочешь, чтобы при всей твоей... ну, назвать это фиговостью будет сильно, все-таки что-то сможешь, и будешь вместе с Богом творить чудеса и все эти штуки.


XS
SM
MD
LG