Ссылки для упрощенного доступа

Как трансформировался за последние 15 лет жанр комедии в России


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Алексей Кузнецов: Что происходит с жанром комедии сегодня? Почему попытки снять народную комедию обычно заканчиваются неудачей – и в художественном, и в коммерческом смысле? Об этом наш корреспондент Елена Фанайлова беседовала с пиар-директором компании «Другое кино» Яном Левченко.



Елена Фанайлова: Как трансформировался за последние, может быть, 15 лет жанр комедии и возможно ли сейчас создать такое кино, которое получило бы такую популярность, как "Бриллиантовая рука"?



Ян Левченко : Такое кино, как мне кажется, сейчас создать невозможно, не по причине отсутствия людей, которые были бы способны это сделать, и тем более не по причине отсутствия денег. Кино как такое вообще сейчас очень сильно дифференцировалось, и структура этого рынка по сравнению с советскими временами существенно изменилась. Мы не пришли к тому состоянию, в котором находится, скажем, голливудский рынок, и мы более-менее близки к тому состоянию, в котором находится рынок европейский исключительно по неким структурным показателям, не по финансовым, не по идеологическим. Советская кинокомедия, в частности, гайдаевская, строится на сочетании разных сложных вещей, как минимум двух - это эксцентрическая комедия, которая отрабатывает советские мифы, над ними посмеивается, но так, беззлобно, без такого двойного дна, которое должно подорвать устои, с одной стороны, а с другой стороны, это учебник жизни своего рода, который учит любви, учит простым чувствам, возвращает человека в некоторое более-менее стабильное состояние.


То, что происходит сейчас в сфере отечественной кинокомедии, мне не хочется никого обижать, и даже называть имена не хочется, тем более что их сложно запомнить. Попытки снять народную комедию, такие фильмы, как "Любовь-морковь", например, на предыдущее 8 марта или в этом году тоже к 8 марта приуроченный фильм "Все могут короли" с перманентным таким Гошей Куценко в главной роли, это, в общем-то, нормальные попытки, но они в подметки не годятся, потому что это просто частный случай более-менее качественного отрабатывания денег на том уровне, когда не очень стыдно, ну, когда люди выходят из кинотеатра и говорят: "Ну, я думал, будет хуже. Ничего, нормально". Сейчас мы вообще вернулись отчасти в то состояние, в котором кинематограф пребывал в самом начале ХХ века, когда человек не знал, на что он пойдет. Он приходил в кинотеатр, видел перед собой закрепленную программу, там была комическая, была авантюрная лента, была хроникальная, и в конце там шел парижский жанр, если дело происходило поздно вечером, то есть эротика. Сейчас то же самое: он приходит, детей оставляет в детской комнате, на стоянке оставляет машину, покупает ведро попкорна и идет туда, вот и все. Кинематограф не имеет консолидирующей силы и того культового статуса, который он имел в те времена.


Единственное, что, пожалуй, я могу сказать из позитива такого, эксцентрические и сатирические комедии 90-х Александра Рогожкина, такие как "Особенности национальной охоты" и Сергея Овчарова "Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца" - это неплохой образец сатирического постперестроечного жанра, который избавлен от чернухи, остроумен, забавен и сочетает в себе некоторые позитивные моменты. Они не были особо замечены, хотя фильм "Особенности национальной охоты" разошелся на цитаты, но сейчас он уже более-менее забыт, и артист Булдаков с его "ну, вы, блин, даете" уже тоже стал частью истории.


Юрий Богомолов:



Елена Фанайлова: Так считает Ян Левченко, PR-директор компании «Другое кино».


XS
SM
MD
LG