Ссылки для упрощенного доступа

Сорок лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука"


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.



Алексей Кузнецов: Сорок лет назад на экраны Советского Союза вышел фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». О том, какое значение эта комедия имела в советские времена и почему она остается одним из самых любимых фильмов сегодня, наш корреспондент Елена Фанайлова беседовала с кинокритиком Юрием Богомоловым.



Елена Фанайлова: «Бриллиантовая рука» открыла перед советским зрителем и загранпоездки, и наличие в стране православия и продажной любви, и мир модных показов. И это помимо жанровых особенностей картины и выдающейся игры Юрия Никулина, Анатолия Папанова и Андрея Миронова, Нонны Мордюковой, Нины Гребешковой и Светланы Светличной.


Рассказывает кинокритик Юрий Богомолов.



Юрий Богомолов: Поскольку страна и мы все были опутаны такой официальной демагогией, связанной с нашим общежитием, все эти жилконторы, произносимые с трибун клишированные фразы, наши взгляды на заграницу, наше кокетство с заграницей и так далее, вот все эти реалиии, они вдруг как бы отразились в этой комедии. Поэтому я очень хорошо помню зал Дома кино во время премьерного показа, который просто умирал со смеху. Наверное, это одна из самых совершенных гайдаевских картин, возможно, главная его заслуга состоит в том, что он возродил комическую ленту. Не просто комедию. Комическая лента всегда несколько, во-первых, эксцентрична, во-вторых, философична. Жанр и тот формат, в котором работали Чаплин, Бастер Китон, Макс Линдер. Картины, где придумываются комические герои, которые становятся, по выражению Шкловского, неизменяемым мерилом изменяющихся миров.


Гайдай сумел как бы преодолеть кризис такой комической ленты и снял "Бриллиантовую руку". Всего его картины образовали своего рода особую территорию, по периметру которой выстроились и "Пес-Барбос", и "Операция Ы", и "Кавказская пленница". И эту территорию можно было бы по старинке назвать центральных парком культуры и отдыха имени Гайдая. Если говорить современным языком, можно было бы сказать, что это такой Гайдай-лэнд, страна памятных с детства аттракционов, которую мы, став взрослыми, и наши дети время от времени посещают.


Мы сегодня все спорим с нашим прошлым, кажется, что оно то было очень скверным, то было очень прекрасным. Гайдай жил в той стране и извлек из того, что было максимум общечеловеческого. Он пришел в наше кино, когда оно доживало после печального периода малокартинья и оттаивало после долой суровой идеологической зимы. Тогда довоенный мастер комедийного кинематографа Григорий Александров и приютил его на "Мосфильме". Гайдай на площадке был очень импровизационен и поощрял импровизации. И какую-то создавал атмосферу беспрерывных шуток. Съемочная группа, насколько я понимаю, была такой компанией, в которой и создавалась вот эта атмосфера, столь притягательная. На экране это всегда чувствуется.



Елена Фанайлова: Говорил Юрий Богомолов, кинокритик, обозреватель «Российской газеты».


XS
SM
MD
LG