Ссылки для упрощенного доступа

Мировая достигнута. Наследники Малевича против музея Стеделик


Казимир Малевич в Немчиновке (1933 год). Крайний справа - Николай Харджиев, вывезший ряд работ художника из Советского Союза
Казимир Малевич в Немчиновке (1933 год). Крайний справа - Николай Харджиев, вывезший ряд работ художника из Советского Союза
В Нидерландах после многолетнего спора между правительством Амстердама и наследниками русского художника Казимира Малевича между сторонами был заключен компромисс. Спор между наследниками Казимира Малевича и амстердамским муниципалитетом шел вокруг 68 работ, в том числе 29 картин маслом, шести гуашей и серии рисунков, которые художник оставил в Берлине в конце 1920-х годов, а крупный амстердамский музей современного искусства Стеделик приобрел в Германии в 1958 году. Пять работ, которые в минувший четверг в результате мирового соглашения переданы наследникам основателя супрематизма - это наиболее ценная часть коллекции: знаменитое полотно «Письменный стол и комната» 1913 года и четыре абстрактные картины, написанные между 1915 и 1922 годами.

Наследники убеждены, когда ровно 50 лет назад амстердамские власти заплатили 120 тысяч гульденов немецкому архитектору Хуго Хэрингу за его коллекцию работ Малевича, сделка была совершена незаконно, так как Хэринга нельзя считать настоящим собственником коллекции. Амстердамский музей Стеделик, в свою очередь, настаивает, что этот факт на момент покупки голландской стороне не был известен. Однако голландская газета Nieuwe Rotterdamsche Courant уже в конце 50-х годов обращала внимание читателей на то, что ни столичные власти, ни музей не желали комментировать сделку, придав ей характер полной секретности. По информации газеты NRC Handelsblad, покупатель коллекции (тогдашний директор Стеделика Виллем Сандберг) знал, что Хэринг не имел права на продажу находящихся у него на хранении работ Малевича, однако опасался, что если не действовать оперативно, работы разойдутся по одной, и коллекцию уже будет не собрать воедино.

Сегодняшний директор музея Стеделик Хайс ван Таул в интервью корреспонденту Радио Свобода заявил: «Мы очень рады, что тяжба, наконец, закончилась, и что было найдено решение, удовлетворившее обе стороны.Мы долго совещались, и решили вынести встречное предложение — предложить наследникам несколько картин, которые, по мнению наших кураторов, являются наиболее репрезентативными за этот период творчества Малевича. В то же время мы постарались сохранить оставшуюся в музее коллекцию в максимально связном, цельном виде. Теперь значительная часть коллекции, права на которую были оспорены, остается в Амстердаме — это 24 картины маслом».

Впервые свои претензии к Нидерландам по поводу коллекции через советское посольство в Гааге предъявили в 1975 году дочь и внучка Малевича, но претензии были отклонены. Во второй раз наследники Малевича повторили попытку добиться решения этого вопроса уже после распада Советского Союза, в 1992 году — также безуспешно. С 1999 года интересы наследников, которых на сегодняшний день 35 человек, представляет нью-йоркский адвокат Ларри Кей, который прославился благодаря аналогичному делу еврейской семьи Гаудстиккеров об утраченных ими во время Второй мировой Войны предметах старинного искусства. Судебный процесс против амстердамских властей начался в 2004 году в США, где в то время проходила экспозиция из коллекции Стеделика.

Сегодня в амстердамском Стейделике хранится самая крупная коллекция картин и рисунков Казимира Малевича в мире. К работам, приобретенным у Хэринга, в 90-е годы добавилась знаменитая коллеция русского авангарда, которую коллекционер и близкий друг Малевича Николай Харджиев вывез в Амстердам. Многие считают, что и эта часть коллекции в музее оказалась незаконно, так как Харджиеву удалось перевезти картины, рисунки и архив через границу с помощью целого ряда нелегальных, до сих пор не раскрытых операций. Однако не стоит забывать, что и Хэринг, и Харджиев долгие годы рисковали жизнью, чтобы спасти эти лучшие образцы авангардного искусства: один — от кампании против «дегенеративного искусства» в нацистской Германии, другой — от всевозможных аналогичных кампаний против запрещенных художников в СССР.

С тем, что в Стеделике творения Малевича содержатся в оптимальных условиях, и к ним обеспечен доступ исследователей со всего мира, согласны даже затеявшие с музеем тяжбу наследники великого художника. В интервью нидерландскому телевидению один из наследников Малевича, Евгений Быков объяснил: «Мы отдаем себе отчет в том, что музей, город Амстердам потратили очень много сил на то, чтобы держать эти картины в порядке. Реставрационные работы, хранение — все было сделано на исключительно высоком уровне».

По решению наследников, полученные ими пять картин пока останутся на хранении в Стеделике. По словам директора Хайса ван Таула, музей, который до декабря следующего года находится на реконструкции, планирует показать некоторые произведения из своей коллекции уже этим летом в здании Музея Ван Гога. Крупная выставка русского авангарда ожидается в обновленном Стеделике летом 2010 года.
XS
SM
MD
LG