Ссылки для упрощенного доступа

Россия и Грузия обменялись новыми воинствующими заявлениями


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Андрей Шароградский: Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Тимур Якобашвили заявил, что Грузия начинает идентификацию бизнесменов, которые планируют инвестиции в Абхазию. В международный розыск в результате может попасть даже мэр Москвы Юрий Лужков.


Тему обострения российско-грузинских отношений Карэн Агамиров обсуждал с политологами Алексеем Мухиным, Алексеем Ващенко и Алексеем Малашенко.



Карэн Агамиров: Политолог Алексей Ващенко убежден, что инициатива министра по вопросам реинтеграции Тимура Якобашвили...



Алексей Ващенко: Сделано не без санкции президента Грузии Саакашвили. Честно говоря, к фамилии Лужкова надо было приплюсовать тогда и другие фамилии, например, Кириенко, Дерипаску. Они тоже участвуют в бизнесе в Абхазии, и ряд еще других таких же знаковых фигур. Вот эти заявления господина Якобашвили, что, например, "Абхазию мы можем завоевать за три часа", вот это все нагнетание обстановки, во-первых, антироссийское. С другой стороны, это провокационное, в том числе с попытками сорвать Олимпиаду в Сочи, такие угрозы тоже были, все это делается с одной целью. 21 мая в Грузии будут проходить парламентские выборы, события 7 ноября, которые были в Тбилиси, Саакашвили чувствует себя не совсем уверенно. Для Грузии это опять может закончиться напряжением отношений с Россией, опять закончиться санкциями. Все это дело ударит по простому населению Грузии.



Карэн Агамиров: Руководитель независимой общественной организации "Центр политической информации" Алексей Мухин...



Алексей Мухин: Когда в феврале 2008 года Россия объявила об отмене торгово-экономических, финансовых и транспортных санкций в отношении республики Абхазия и предложила другим странам СНГ выйти из режима ограничений, это было крайне негативно воспринято грузинской стороной. Более того, это было интерпретировано, как попытка перевести процесс признания этих непризнанных республик в русло реального политического процесса. Собственно, с кем же собирается воевать грузинское правительство? Прежде всего, конечно, это правительство Москвы, которое довольно активно действует на экономическом поле этого региона уже давно, в свое время понесло довольно серьезные имущественные потери в связи с ситуацией в Аджарии. Из-за довольно серьезных игроков в Абхазии действует ассоциация предприятий Минатома России и Минобороны России, остальные инвесторы частные. Частные российские компании в регионе интересуются в основном туристической, курортной сферой, а также добычей сырья для стройматериалов. Последнее вполне объяснимо, потому что "Алюмстрой", как известно, требует в значительной степени серьезной подпитки именно в этом смысле. Перспективной отраслью в регионе принято считать связь.


Тем не менее, деньги, которые планируется вкладывать в экономику республики, они довольно небольшие. Например, модернизация связи, как предполагается, обойдется всего в 11 миллионов долларов. Более серьезные инвестиции, 17 миллионов долларов, привлечены в другую отрасль экономики Абхазии - это сельское хозяйство. Кроме того, из частных компаний на абхазском рынке очень активны "Российские железные дороги", которые планируют произвести ремонт железных дорог региона, а также самарская группа СОК, это недвижимость, и московская группа "Конти". Вот с различными московскими группами, в том числе аффилированными с московским правительством, собственно, видимо, собирается воевать грузинское руководство.


Лужков и аффилированные с ним компании действительно являются традиционным и старым противником господина Саакашвили. Судя по той резкости, с которыми российский и грузинский МИДы обменялись фактически нотами, оба, по сути, признали, что политический конфликт вполне может перейти в вооруженный, такую перспективу, конечно, рассматривают все стороны. Он не в интересах России, потому что вооруженный конфликт в этом регионе очень чувствителен для ее олимпийских позиций. Кроме того, Грузия крайне не заинтересована в развязывании вооруженного конфликта, потому что это подвесит ее вопрос о вступлении в НАТО.



Карэн Агамиров: У вновь избранного президента Медведева может состояться на этот счет диалог с Саакашвили?



Алексей Мухин: Вот этот военный фактически спектакль, в котором участвуют и одна и другая сторона, по сути, организован именно для Дмитрия Медведева, как перспективного переговорщика для Саакашвили.



Карэн Агамиров: У микрофона Радио Свобода эксперт Московского фонда Карнеги, профессор московской Высшей школы экономики Алексей Малашенко.



Алексей Малашенко: Объявление в розыск этих людей, в том числе Лужкова, это несерьезно. Это несколько инфантильно и, кстати говоря, это добавит авторитета и популярности тому же Лужкову: вот, мол, какой он еще и политик. По-моему, это еще говорит об отсутствии возможности более энергичных действий. В последнее время говорят о том, что Саакашвили может рискнуть и начать какую-то небольшую военную операцию. Но пока что он не рискует, а ограничивается такими, я бы сказал, достаточно занятными шагами. Мне кажется, что он даже в каком-то плане подрывает свой авторитет, потому что это все совсем выглядит игрушечным. Кстати говоря, с российской стороны примерно такие же акты были полтора года назад, когда начинался российско-грузинский конфликт, тоже нелепый, глупый и, в общем-то, ни к чему не ведущий.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG